«Не ведают, что творят» — cейчас это выражение мы обычно употребляем в качестве упрека, когда видим какие-нибудь неправильные действия. Но изначально эти слова были сказаны с целью не упрекнуть, а оправдать людей, совершивших зло.
Этими словами Христос перед самым распятием, заступался перед Богом-Отцом за своих мучителей.
Как следует из Евангелия, после предательства Иуды и ареста, Спаситель подвергся тяжелым мучениям. Сперва, Его доставили на допрос к первосвященникам, где избили, а затем публично унизили. Позже, Христа отправили к римскому наместнику — Понтию Пилату — и потребовали, чтобы тот казнил Его.
Пилат не хотел лишней крови, а потому постарался найти то, что казалось ему компромиссом — он приказал солдатам подвергнуть Христа тяжелом физическому наказанию. Спасителя отвели во двор римской казармы, где избили до полусмерти. При этом солдаты смеялись над Ним, оскорбляли Его, били палкой по голове, плевали в Него. Издеваясь, надели Ему на голову венок из колючего терновника.
Позже Пилат объявил, что Христос наказан и должен быть отпущен.
Но иудейские первосвященники продолжали требовать казни, и римский наместник, опасаясь восстания, решил уступить.
Изнемогавшего от боли Спасителя заставили Самого нести Свой крест через весь город к месту будущей казни.
Когда после долгих мучений Его руки и ноги прибивали гвоздями к кресту, Он сказал, обращаясь к Богу-Отцу: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают». На церковно-славянском эта фраза звучит как: «Отче! отпусти им, не ведят бо, что творят». В это время римские солдаты как раз делили Его одежду, бросая жребий.
Всем этим людям Христос нашел оправдание, ведь они сделали это не понимая насколько великий грех совершают. Он хотел, чтобы и они тоже были прощены Богом, хотя сами они никакого прощения и не просили.
Этот поступок Спасителя служит примером для каждого христианина и поводом задуматься: способны ли мы оправдать хотя бы того, кто невзначай наступил нам на ногу и не извинился?
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 87 зач., IV, 13-25.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Иногда, человек, интересующийся верой, может спросить: почему Бог, обращаясь к людям, выбрал именно Авраама? Чем он заслужил такое отношение? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
13 Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование — быть наследником мира, но праведностью веры.
14 Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование;
15 ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления.
16 Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам
17 (как написано: Я поставил тебя отцом многих народов) пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее.
18 Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: «так многочисленно будет семя твое».
19 И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении;
20 не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу
21 и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное.
22 Потому и вменилось ему в праведность.
23 А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему,
24 но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего,
25 Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего.
Когда мы воспитываем детей, мы можем видеть в них простых исполнителей нашей воли, а можем видеть единомышленников. Первое проще, но второе значительно перспективнее. Когда ребёнок всё время слушается — это радует. Но, когда он становится подростком, мы вдруг понимаем, что человек без собственного мнения в определённый момент точно так же будет слушаться кого-нибудь ещё, причем не только в хорошем, но и в плохом. В конце концов, став взрослым, начав работать или вступив в брак, он может буквально забыть вас, просто переключившись на послушание другому человеку. В послушании много хороших черт, если руководитель — мудрый человек. Но если слепой ведёт слепого, они, по слову Христа, оба упадут в яму.
Сегодняшний отрывок из послания к Римлянам начинается с того, что апостол утверждает: Бог давал обещания Аврааму о благословении его потомства ещё до дарования закона. Казалось бы, это очевидная вещь для любого, кто читал Ветхий Завет. Однако в нашем сознании всё настолько перемешивается, что мы, понимая, что Авраам жил до Моисея, обычно не очень задумываемся о том, по каким критериям он называется праведником? Какие заповеди он соблюдал? Последними заповедями, на которые он мог ориентироваться должны были быть заповеди, данные Ною и его сыновьям, но они довольно далеки по своему содержанию от каких-либо привычных нам кодексов с перечислениями того, что можно и того, что нельзя. Наконец, Сам Бог, когда обращается к нему, не говорит ни о каких его заслугах, не подчёркивает его праведности или веры, но просто призывает праотца пойти из привычных для него мест в землю обетованную. И Авраам доверяет Богу и идёт. Можно делать самые разные предположения, говорить, что заслуги были, просто Писание об этом умалчивает. Но для апостола Павла важно именно это: никакого закона, который можно было бы исполнить, чтобы заслужить Божию любовь у Авраама не было. Его согласие — акт чистого доверия, он свободно соглашается с Богом, принимает Его волю.
История Авраама важна для Павла не только потому, что апостол — его потомок. В жизни праотца Павел видит пример того, что с чего должны начинаться любые богочеловеческие отношения. Чтобы искренне и от сердца соблюдать закон, нужно сначала внутренне посчитать Бога правым, согласиться с Ним в своём сердце, тогда и исполнение всего остального будет не столько трудным, сколько радостным, потому что внутренне ты будешь с ним согласен.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Богословское наследие Первого Вселенского Собора». Николай Антонов

У нас в гостях был старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Николай Антонов.
Разговор шел о богословском наследии Первого Вселенского собора, каким заблуждениям приходилось противостоять и какие важные понятия удалось сформулировать.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных Первому Вселенскому Собору, проходившему 1700 лет назад.
Первая беседа с Петром Пашковым была посвящена предпосылкам и причинам созыва Собора.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«К 95-летию со дня рождения И.С. Глазунова». Иван Глазунов

Гостем программы программы «Светлый вечер» был Народный художник России Иван Глазунов, ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.
Разговор был посвящен 95-летию со дня рождения Ильи Сергеевича Глазунова, выдающегося художника и педагога, человека глубокой веры. Иван Глазунов вспоминает, как в детстве отец читал ему Евангелие, как говорил, что задача художника — говорить с Богом и о Боге. Делится, как это сформировало его мировоззрение и повлияло на выбор пути.
Затрагиваются личные воспоминания: о блокаде, об утратах, о долге перед народом. Прозвучала мысль, что вера и память сохраняют человека — и художника, и зрителя.
Также разговор шел об академии, которую Илья Глазунов создавал и передавал как продолжение традиции русской школы. О спасении икон в советское время, о том, как через красоту древнерусского искусства открывается путь к вере. И о бережной, внутренней работе художника — как о духовном служении.
Кроме того, Иван Глазунов рассказал о первом Международном художественном конкурсе имени Ильи Глазунова «Вечная Россия. История. Вера. Мир».
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер