
Андрей Рублев. Апостол Павел, 1410
1 Кор., 138 зач., VII, 24-35.
24 В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.
25 Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным.
26 По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так.
27 Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены.
28 Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль.
29 Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; 30 и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; 31 и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего.
32 А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; 33 а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: 34 незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.
35 Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Слова апостола Павла о преимуществах девства перед супружеством требуют пояснения: иначе, вырванные из контекста, они скорее всего будут неверно поняты. Не так часто мы встречаем у апостола чёткое, им же самим озвученное, различение своих утверждений: вот, это я вам говорю своё мнение, а вот это — уже не моё, но повеление Господне. Без сомнения, апостол хорошо понимал, насколько тонкой и неоднозначной является озвученная им позиция превосходства девства — и поэтому он сразу же оговаривается: это не более, чем моя позиция — но не воля Божия.
На самом деле, апостол вовсе не подрывает изначальный, Богом установленный, институт брака. В иудаизме семья — и всё, что предваряет её образование — были важнейшими вехами жизни каждого человека. Неженатый мужчина — подозрителен; незамужняя женщина — несчастна. Бездетные супруги — отвержены Богом. В такой, традиционной для иудаизма, системе взглядов слова апостола звучат революционно. Он не отрицает святость брака, не упраздняет замысел Божий о мужчине и женщине — но открывает иную, неведомую ранее, перспективу — выводя состояние девства из категории «несостоятельности» в новую — категорию исключительного служения Богу.
Там, где раньше было только две позиции — «хорошо» и «плохо», или «единственно правильно» и «недопустимо», появляется третья — «лучше». Хорошо и благословенно быть в законном браке; плохо и предосудительно — распутство и измена. Но девство — лучше. Апостол разворачивает ситуацию в духе Евангелия: ведь вся нагорная проповедь — именно о том, что «лучше». Хорошо и правильно не нарушать верность брачных уз — но лучше даже похотливого взгляда не допускать. Хорошо и правильно прощать врагов — но лучше научиться их любить. Хорошо и правильно не мстить обидчикам — но лучше найти силы их благословлять. Хорошо и правильно не быть жадным — но лучше отдать нуждающемуся и то, чего он не просит. Христос не разрушает границы закона Моисея, но показывает новое измерение, устремляясь к которому человек освобождается от ловушки законнической праведности.
Но с девством — ситуация исключительная. Я бы предложил посмотреть вот через какой образ. Хорошо и правильно — ходить в туристические походы и лазить по горам. Плохо — залипнуть на годы перед экраном монитора в виртуальных баталиях. И разве кто-то будет спорить, что ещё лучше — не просто ходить в походы, но и стать мастером спорта по альпинизму? Лучше-то оно несомненно — лучше — да только не каждому дано. А теперь представьте, что опытные, матёрые альпинисты начнут с презрением относиться к обычным туристам и каждый раз их укорять, что они — неполноценные, слабаки и лентяи! Ибо настоящий турист — только тот, кто покорил пятитысячник, и никак не меньше! Что будет дальше — вполне предсказуемо: кто-то и правда поверит, вдохновится, рванёт брать новые вершины — и не выдюжит, сорвётся, а то и погибнет. А другие скажут: ну, раз настоящий турист — это только альпинист и мастер спорта — тогда зачем нам ходить в походы и слушать эти нескончаемые упрёки, лучше будем дома на диване валяться!
Вот чтобы подобного не произошло между «хорошо» — быть в браке и «лучше» — хранить девство — апостол и говорит: тот, кто может стать «духовным альпинистом» — молодец, пусть берёт свои вершины; но и тот, кто соизмеряя свои силы и способности, усердно тренируется на обычных туристических маршрутах — тоже молодец, и ничем не хуже!
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов