Евангелие от Матфея, Глава 14, стихи 35-36, Глава 15, стихи 1-11. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 14, стихи 35-36

Евангелие от Матфея, Глава 15, стихи 1-11

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Если мы читаем об умовении рук, то какая картина возникает у нас перед глазами? Про себя могу сказать совершенно определенно: открыл кран с водой, сполоснул руки, намылил их, смыл мыло, вытер руки. Все очень просто и быстро. На фоне этой простоты человек, который не моет руки перед приемом пищи, выглядит довольно странно. Сложно ответить на вопрос, что ему мешает потратить минуту и выполнить эту нехитрую гигиеническую процедуру.

Но такое представление о мытье рук нельзя переносить на не гигиеническое, а ритуальное умовение рук, упреку в нарушении которого подверглись Христовы ученики. Иудейский ритуал был во много раз сложнее, ему посвящен отдельный раздел Талмуда. Конечно, Талмуд в виде книги появился ощутимо позже описанных в Евангелии событий, но во времена Христа он существовал в виде устного предания, названного здесь «преданием старцев».

Ритуальное умовение рук подразумевало под собой значительное число самых разных элементов и к гигиене оно не имело никакого отношения: нужно было использовать специальную посуду, надо было правильно подобрать воду, следовало придерживаться установленной схемы умовения рук.

То, что книжники и фарисеи сделали упрек ученикам Христа, вовсе не означает, что апостолы не мыли свои руки. Скорее всего, они не вполне корректно исполнили один из множества предписанных ритуалом элементов. Например, они могли использовать не ту воду или же мыть руки не в той последовательности. Поступили они так нарочно или же это была простая ошибка — мы не сможем узнать. Но важно здесь, конечно же, другое — бдительное внимание книжников и фарисеев. Они делают замечание, и Христос, пользуясь случаем, указывает им на нарушение сути заповеди из-за исполнения «предания старцев». В качестве яркого примера Он берет раввинистическое прочтение заповеди о почитании родителей. Здесь интересно еще и то, что, взяв эту заповедь, Христос ее толкует, и, благодаря предложенному Им толкованию, можно сделать кое-какие выводы о сути заповеди.

Заповедь требует почитать отца и мать. Но что скрывается за словом «почитать»? Может показаться, что речь идет лишь об уважительном отношении к родителям, о том, чтобы им не грубить, оказывать необходимое послушание и вообще быть с ними милыми и добрыми. Слова Христа указывают на нечто большее: они говорят, что помимо всего этого, необходимо еще и проявлять заботу о родителях. Заботу в самом прямом смысле: обеспечивать их всем необходимым. «Предания старцев» позволяли останавливаться на добром и уважительном отношении к родителям в том случае, если свою собственность человек объявлял посвященной Богу. Он продолжал ей пользоваться, отдавая небольшой налог на содержание храма, но при этом был свободен от оказания помощи кому бы то ни было, включая сюда и собственных родителей. Экономически это была весьма выгодная схема, вот только она противоречила заповеди.

Нет сомнений, что Христос мог бы привести и другие аналогичные примеры. Его целью было показать универсальную истину: данный Богом закон зачастую бывает неудобен для человека, и потому человек находит разные хитроумные способы, чтобы и закон не соблюсти, и собственную совесть не особо потревожить. В этом смысле подход книжников и фарисеев лишь один из, к сожалению, множества аналогичных примеров.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!