
В 1969 году молодой актёр Ленинградского Театра юного зрителя Георгий Тараторкин приехал в Москву, на съёмки фильма «Преступление и наказание», в котором исполнял главную роль — Родиона Раскольникова. После очередного съёмочного дня Георгий в компании других актёров отправился в гости. Среди приглашённых была Катя МАркова, недавняя выпускница Щукинского театрального училища, дочь писателя Георгия Маркова. Тараторкин полюбил Катю с первого взгляда. И Екатерине понравился этот добрый, умный и талантливый молодой человек. С ним она разделила 47 лет жизни.
Во время съёмок «Преступления и наказания» отдых был для Георгия роскошью, поэтому виделись молодые люди редко, общаясь по большей части по телефону. Впрочем, иногда им удавалось выкроить время, чтобы погулять по ночной столице.
Молодые люди поженились в Ленинграде в апреле 1970 года. Сразу после свадьбы Катя уехала в Москву готовиться к съёмкам кинокартины «А зори здесь тихие». Георгий продолжал работать в Ленинграде, поэтому супруги три года жили, путешествуя между двумя столицами. Полностью воссоединились они, когда Тараторкина пригласили на работу в театр Моссовета. Вскоре после этого Георгий и Екатерина в первый и последний раз в своей карьере снимались в одном фильме. В картине «Дела сердечные» Георгий исполнил роль врача-кардиолога, а Катя — фельдшера скорой помощи. На съёмочной площадке Тараторкин очень волновался, потому что супруга ждала первенца, и беременность давалась ей тяжело. Родившегося вскоре ребёнка назвали Филипп. Впоследствии он стал историком, специалистом по русскому средневековью. Второй ребенок у Тараторкиных родился в 1982 году. Дочь Анна пошла по стопам родителей — теперь она актриса Российского академического Молодежного театра.
В конце 1979 года Екатерина опубликовала в журнале «Юность» повесть «Чужой звонок». Произведение имело такой успех, что она решила оставить сцену и посвятить себя литературе. Георгий поддержал супругу. Впоследствии актёр вспоминал: «Её писательский дар проявился так мощно и так неожиданно, что обсуждать было нечего. Я Кате только сказал, что всё понимаю и приму любоё решение». Георгий Тараторкин был первым читателем всех книг Екатерины Марковой и главным её поклонником. «Когда я читаю „Каприз фаворита“, „Плакальщицу“, „Актрису“ или другие повести Екатерины, то не перестаю удивляться, насколько потрясающе она пишет», — рассказывал супруг.
Одной из последних работ Георгия Тараторкина стала главная роль в спектакле Иркутского драматического театра «Колчак. Звезда генерала». И для Екатерины Георгиевны поступок мужа, согласившегося играть на провинциальной сцене, оказался очень важен и дорог, потому что её дед по материнской линии был белым офицером в колчаковской армии. «Видя своего мужа в роле Колчака, я воспринимаю это как поминальную молитву о своём деде, — говорила Екатерина. — Мне кажется, что дедушка сидит в зале и всё видит».
Супруги прожили вместе много лет, но не переставали находить друг в друге что-то новое. «Юра открывает меня с неожиданной стороны, когда выходит моя новая книга, — рассказывала Екатерина Маркова. — А я нахожу что-то неизвестное мне в Юре, когда он работает над новой ролью». Наверно, в этом секрет многолетнего счастья — открывать в супруге неизведанные глубины. Ведь семейная жизнь — это ежедневное творчество.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
1 Кор., 126 зач., II, 6-9.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что такое духовная мудрость и как её приобрести? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 2-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава.
6 Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих,
7 но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей,
8 которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
Мудрость, о которой говорит апостол Павел, не имеет ничего общего с тем, что мы привыкли называть интеллектом. Мудрость с христианской точки зрения — это не образованность, не эрудиция, не широкий кругозор, это не способность хранить большие объёмы информации и быстро их обрабатывать. С другой стороны, это и не житейская смекалка, и не практический опыт жизни. Поэтому и говорит апостол, что Евангелие предлагает «мудрость не века сего и не властей века сего преходящих». То есть это не те виды знания, которые помогают человеку пробиться вперёд, оказаться, скажем так, наверху пищевой цепочки, занять достойное место в социуме.
Мудрость, которую проповедует Павел, а вместе с ним и вся христианская традиция, — это Божественная премудрость. Для большинства людей она остаётся тайной и сокровенной. То есть скрытой. И это несмотря на то, что от самого создания мира, то есть по изначальному замыслу Бога, она предназначается для каждого человека. Каждый из нас должен её получить. О какой же мудрости идёт речь? Речь идёт о той благодати и полноте богообщения, которую мы получаем через веру в Иисуса Христа. Поэтому и говорит Павел, «если бы познали эту мудрость, то не распяли бы Господа славы». Поэтому и в христианской традиции Спаситель нередко называется Софией, что в переводе и означает Премудрость.
Чтобы ощутить в себе действие этой мудрости, недостаточно просто принять Крещение. Это всего лишь первый шаг. После него необходимо приучать себя к церковной жизни. Это целый комплекс практик, который каждый уверовавший призван внедрять в свою жизнь. С одной стороны, это жизнь богослужебная. То есть регулярное участие в таинствах Церкви. Но это ещё не всё. Также это стремление во всех своих делах искать волю Божию и служить ради Христа окружающим нас людям. В домашнем быту, на работе, на улице, одним словом, везде, во всякой повседневной, обыденной ситуации. И, наконец, это та работа, которую отцы Церкви называют душевным деланием. Это усердная работа над собственным внутренним миром.
Большое внимание этой практике уделяла монашеская традиция. Но это не означает, что подобная работа только для монахов. Монахи лишь описали этот путь. Но он жизненно необходим для всякого человека. Всякий должен нащупать в своей душе тот орган, который Писание называет «сердце». Это центр наших внутренних переживаний. Всякий должен приучить себя внимательно наблюдать за тем, какие мысли проникают в этот центр, какие чувства они рождают, какие под их влиянием мы совершаем поступки и произносим слова. Всякий должен научиться держать этот центр в чистоте от интеллектуального и эмоционального мусора, и вообще от любого постороннего шума. Всякий должен воспитывать в себе навык допускать в это средоточие лишь слова молитвы к Богу. Наконец, всякому следует уметь услышать тот ответ, который звучит в этой внутренней тишине.
Формирование этих навыков не вопрос внешнего благочестия. Это вопрос элементарной духовной гигиены. А для многих из нас вопрос качества жизни. Не приучим себя к этому, нас будет мотать из стороны в сторону вплоть до того, что в какой-то момент наше существование станет невыносимым. Приучим — и тогда не только найдём опору в Боге, но и на опыте познаем смысл слов апостола Павла: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Николай Сербский о молитве». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе главы «О молитве и посте» из книги святителя Николая Сербского «Ты нужен Богу» размышляли о значении и смыслах молитвы и поста в жизни христианина.
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Радость передвижения для Лёши

В этом месяце четырёхлетний Лёша из Санкт-Петербурга сделает важный шаг — отправится в детский сад, чтобы учиться общению, играть и познавать мир. И это действительно большое событие для мальчика и его семьи. У Лёши детский церебральный паралич, который всё время чинит препятствия на пути его развития. Тем не менее мальчик старательно учится новому и каждое его достижение — огромная радость для родителей.
Лёша — энергичный и увлечённый ребёнок. Тянется к музыке, с интересом листает книги и фотоальбомы, вместе с папой печатает на клавиатуре, помогает маме запускать стиральную машину и поливать домашние цветы. Но пока он не может быть настолько подвижным и самостоятельным, насколько бы ему хотелось. Лёше сложно сидеть без опоры и ходить. Чтобы гулять, дружить, играть и быть включённым в повседневную жизнь, ему необходима активная коляска. Такая техника не только подарит мальчику радость свободного передвижения, но и будет поддерживать правильное положение тела, снизит нагрузку на позвоночник и позволит избежать различных осложнений.
Собрать средства на активную коляску родителям Лёши помогает московский фонд «Игра». Он уже нашёл большую часть суммы, однако необходимо закрыть остаток. Если вы тоже хотите поддержать мальчика на пути к самостоятельности, переходите на сайт фонда «Игра».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов