
В 1969 году молодой актёр Ленинградского Театра юного зрителя Георгий Тараторкин приехал в Москву, на съёмки фильма «Преступление и наказание», в котором исполнял главную роль — Родиона Раскольникова. После очередного съёмочного дня Георгий в компании других актёров отправился в гости. Среди приглашённых была Катя МАркова, недавняя выпускница Щукинского театрального училища, дочь писателя Георгия Маркова. Тараторкин полюбил Катю с первого взгляда. И Екатерине понравился этот добрый, умный и талантливый молодой человек. С ним она разделила 47 лет жизни.
Во время съёмок «Преступления и наказания» отдых был для Георгия роскошью, поэтому виделись молодые люди редко, общаясь по большей части по телефону. Впрочем, иногда им удавалось выкроить время, чтобы погулять по ночной столице.
Молодые люди поженились в Ленинграде в апреле 1970 года. Сразу после свадьбы Катя уехала в Москву готовиться к съёмкам кинокартины «А зори здесь тихие». Георгий продолжал работать в Ленинграде, поэтому супруги три года жили, путешествуя между двумя столицами. Полностью воссоединились они, когда Тараторкина пригласили на работу в театр Моссовета. Вскоре после этого Георгий и Екатерина в первый и последний раз в своей карьере снимались в одном фильме. В картине «Дела сердечные» Георгий исполнил роль врача-кардиолога, а Катя — фельдшера скорой помощи. На съёмочной площадке Тараторкин очень волновался, потому что супруга ждала первенца, и беременность давалась ей тяжело. Родившегося вскоре ребёнка назвали Филипп. Впоследствии он стал историком, специалистом по русскому средневековью. Второй ребенок у Тараторкиных родился в 1982 году. Дочь Анна пошла по стопам родителей — теперь она актриса Российского академического Молодежного театра.
В конце 1979 года Екатерина опубликовала в журнале «Юность» повесть «Чужой звонок». Произведение имело такой успех, что она решила оставить сцену и посвятить себя литературе. Георгий поддержал супругу. Впоследствии актёр вспоминал: «Её писательский дар проявился так мощно и так неожиданно, что обсуждать было нечего. Я Кате только сказал, что всё понимаю и приму любоё решение». Георгий Тараторкин был первым читателем всех книг Екатерины Марковой и главным её поклонником. «Когда я читаю „Каприз фаворита“, „Плакальщицу“, „Актрису“ или другие повести Екатерины, то не перестаю удивляться, насколько потрясающе она пишет», — рассказывал супруг.
Одной из последних работ Георгия Тараторкина стала главная роль в спектакле Иркутского драматического театра «Колчак. Звезда генерала». И для Екатерины Георгиевны поступок мужа, согласившегося играть на провинциальной сцене, оказался очень важен и дорог, потому что её дед по материнской линии был белым офицером в колчаковской армии. «Видя своего мужа в роле Колчака, я воспринимаю это как поминальную молитву о своём деде, — говорила Екатерина. — Мне кажется, что дедушка сидит в зале и всё видит».
Супруги прожили вместе много лет, но не переставали находить друг в друге что-то новое. «Юра открывает меня с неожиданной стороны, когда выходит моя новая книга, — рассказывала Екатерина Маркова. — А я нахожу что-то неизвестное мне в Юре, когда он работает над новой ролью». Наверно, в этом секрет многолетнего счастья — открывать в супруге неизведанные глубины. Ведь семейная жизнь — это ежедневное творчество.
Псалом 27. Богослужебные чтения

Вера в Бога предполагает не только радость, но и верность имеющимся принципам. Не зря апостол Павел пишет, что признаком истинного служителя Божия является терпение. Не мягкотелость, а именно стойкость, умение переносить вызовы жизни. Таким терпением, безусловно, обладал царь и пророк Давид. Об этом мы можем судить на основании псалма 27-го, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 27.
Псалом Давида.
1 К тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоём я не уподобился нисходящим в могилу.
2 Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему.
3 Не погуби меня с нечестивыми и с делающими неправду, которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло.
4 Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими.
5 За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их.
6 Благословен Господь, ибо Он услышал голос молений моих.
7 Господь — крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце моё, и Он помог мне, и возрадовалось сердце моё; и я прославлю Его песнью моею.
8 Господь — крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего.
9 Спаси народ Твой и благослови наследие Твоё; паси их и возвышай их во веки!
Жизнь царя и пророка Давида редко когда была спокойной. Сначала его преследовал безумный правитель Саул. Потом на Давида поднял руку его собственный сын — Авессалом. Последний находился в убеждении, что делает правое дело, защищает справедливость. А ещё некоторые предательски настроенные подданные убедили Авессалома в том, что он станет правителем лучшим, чем его отец. Вспыхнуло восстание. Давид, не желая устраивать гражданскую войну, скрылся, начал скитаться, прячась от собственного сына. Конечно, царю было очень тяжело. Он молится Богу: «К тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоём я не уподобился нисходящим в могилу».
Поддавшись чувствам, Давид вполне по-ветхозаветному сначала просит Господа об отмщении: «Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими». Не в этом псалме, правда, а в иных, написанных в тот же период, царь оговаривается и просит Бога вразумить противников, но не лишать их жизни. Что совершенно понятно. Кто захочет гибели собственного ребёнка? Даже если ребёнок встал на путь зла.
Продолжая свою молитву, пророк ясно говорит, что единственной его опорой в жизни является Господь Бог. Только Он способен защитить от зла. Только Он может показать всё бессилие лжи, даже если она коварно прикрывается рассуждениями о мире и справедливости. Бог всё тайное обязательно сделает явным. Давид проникновенно пишет: «Господь — крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце моё, и Он помог мне, и возрадовалось сердце моё; и я прославлю Его песнью моею».
Просьбы, которые Давид обращает к Господу, не стоит воспринимать как проявление исключительно его личного желания сохранить жизнь. Давид рассматривает собственное бытие сквозь призму судьбы народа, над которым Бог поставил его царствовать. Царствовать не в смысле беспечно пользоваться благами власти, а служить счастью людей, заботиться об их нуждах. И Давид понимает, что только опираясь на правду Божию, он способен исполнить возложенную на него миссию. Иначе царь точно не справится. Ведь искушение властью велико. Ему поддался Авессалом, решивший стать узурпатором. Давид же взывает к Богу и искренне просит Его о помощи, поддержке: «Господь — крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего. Спаси народ Твой и благослови наследие Твоё; паси их и возвышай их во веки!»
Молитвы Давида были услышаны. Бунт Авессалома завершился провалом. Сам же неразумный царевич погиб, потому что до конца решил служить своей гордости. Давид очень горевал по поводу смерти сына, но мы сами — распорядители своей судьбы. Будем помнить об этом, и ни в коем случае не станем отступать от правды Божией.
Псалом 27. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 27. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 27. На струнах Псалтири
1 К тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоем я не уподобился нисходящим в могилу.
2 Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему.
3 Не погуби меня с нечестивыми и с делающими неправду, которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло.
4 Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими.
5 За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их.
6 Благословен Господь, ибо Он услышал голос молений моих.
7 Господь - крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце мое, и Он помог мне, и возрадовалось сердце мое; и я прославлю Его песнью моею.
8 Господь - крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего.
9 Спаси народ Твой и благослови наследие Твое; паси их и возвышай их во веки!
16 июня. О заботах человека

В 6-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем».
О заботах человека — священник Алексий Дудин.
Мы все с вами прекрасно знаем, что человек — это не бабочка-однодневка, и заботиться о будущем для человека — естественно. Он, безусловно, должен думать о будущем себя самого. Он должен думать о будущем своей семьи, должен думать о будущем своей церкви, должен думать о будущем своего Отечества.
Так почему же Христос сказал именно эти слова и именно таким образом? А это объясняется следующим образом: человеку свойственно подменять тяжелое более легким, и заботу о небесном и духовном подменять заботой о земном. Поэтому для того, чтобы человек не скатывался в постоянную заботу о земном, Господь провёл такую духовную границу безопасности.
Господь, во-первых, знает и говорит нам о том, что все благое, что мы творим на этой земле, мы можем сделать только с помощью Божией. И человек, опытно знающий об этом, всегда просит Бога, чтобы Господь благословил его дела. Без этого благословения не получится ничего доброго.
Не нужно излишне заботиться о завтрашнем дне, но в каждом своем деле помнить, что успех человека зависит не только от его собственного произволения, но зависит от этого произволения и того благословения, которое должен дать Бог. И в этой формуле это благословение является решающим фактором.
Все выпуски программы Актуальная тема