«Помолитесь, оглашенные, Господу», – каждый день за Божественной литургией произносит диакон, а после этой соборной молитвы – ектений – говорит: – «Оглашенные, изыдите!» Человеку, искусному в словесности, этот возглас может резануть слух; ведь словарь русского языка С.И.Ожегова дает понятию «оглашенный» толкование «ведущий себя бестолково, шумно, сумасбродно». Разве место таким в храме?
Да, любопытные перемены претерпевает порой значение некоторых слов. В церковнославянской филологии глагол «оглашать» значил «изустно наставлять в первоначальных истинах веры», а прилагательное «оглашенный» имело смысл «желающий принять Святое Крещение и учащийся христианским догматам». Видимо, некоторые их этих людей оставили своеобразный след в истории, что и привело к появлению нового смысла слова…
В древней Церкви крестили не всех подряд. Желающий приступить к купели Крещения должен был ясно себе представлять содержание христианской веры, чтобы от всего сердца на вопрос: «Веруешь ли Христу?» дать ответ: «Верую Ему, как царю и Богу!» Поэтому те, кто лишился христианского воспитания, а также обращаемые от иудеев и язычников научались догматам веры от епископов, пресвитеров и катехизаторов. Оглашение длилось долго, иногда несколько лет. В течение этого времени оглашенные не имели права присутствовать на сердцевине богослужения – Таинстве Евхаристии – вместе в верными христианами. Чтобы не лишить их совсем общения с Церковью, творцы богослужебных чинов свели в первую часть литургии песнопения поучительного характера и чтение Священного Писания, и назвали ее «литургия оглашенных».
Но когда время богослужебного назидания истекает, и наступает священный и страшный момент единения с Богом, люди с неомытой водами Крещения душой не должны стать его свидетелями. Поэтому диакон сначала произносит ектению об оглашенных, а затем побуждает их удалиться. В первые века христианства словами не ограничивались, а проходили по храму с рассмотрением, не остался ли кто из некрещеных.
Сейчас порядки изменились. Свидетелями Божиих Тайн становятся все желающие, даже те, кто заглянул в церковь из праздного любопытства. Давно утрачен и сам институт оглашения, хотя многие священнослужители чувствуют потребность его возродить. Почему же сохранился этот возглас диакона и молитва Церкви об оглашенных?
Дореволюционная «Настольная книга священнослужителя» говорит: «В разных местах земного шара много иноверцев обращается к Православной Церкви, переходят в Православие и многие из инославных христиан; наша же Церковь заботится о всех своих чадах, где бы они ни были, и молитвенно ходатайствует пред Просветителем душ и телес о всех оглашенных, невзирая на то, что они могут быть отделены громадными пространствами; кроме того, оглашенными являются дети, получившие православное имя через чин наречения младенца, но еще не крещеные… В виду всего этого молитвы об оглашенных никогда не утратят своей силы и значения и будут оставаться в чине литургии, пока будет существовать на земле Церковь Христова».
Что же касается выхода из храма – здесь не стоит смотреть на поведение соседей, а каждому некрещеному человеку надо усвоить лично для себя: пока еще я не имею права участвовать в Евхаристии, а значит, должен уйти.
Псалом 91. Богослужебные чтения

Людям свойственно начать ценить что-либо тогда, когда они что-то теряют. Или оказываются перед угрозой потери. Вот и древние иудеи начинали ценить мирное время, когда на их землю приходила война. И тогда они вспоминали о Боге, о благочестии и просили от всего сердца о возвращении мирного времени. Таким настроением проникнут псалом 91-й, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 91.
2 Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний,
3 возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи,
4 на десятиструнном и псалтири, с песнью на гуслях.
5 Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих.
6 Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои!
7 Человек несмысленный не знает, и невежда не разумеет того.
8 Тогда как нечестивые возникают, как трава, и делающие беззаконие цветут, чтобы исчезнуть на веки,
9 Ты, Господи, высок во веки!
10 Ибо вот, враги Твои, Господи, — вот, враги Твои гибнут, и рассыпаются все делающие беззаконие;
11 а мой рог Ты возносишь, как рог единорога, и я умащён свежим елеем;
12 и око моё смотрит на врагов моих, и уши мои слышат о восстающих на меня злодеях.
13 Праведник цветёт, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане.
14 Насаждённые в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего;
15 они и в старости плодовиты, сочны и свежи,
16 чтобы возвещать, что праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нём.
Прозвучавший псалом не имеет надписания, то есть указания авторства. Но, скорее всего, он был написан не Давидом и не Соломоном, а значительно позже. Написан царём Езекией или его придворным поэтом после того, как немногочисленное войско древних иудеев победило значительно более могущественного противника, почти уже осадившего Иерусалим. Случившееся иначе как чудом назвать было просто нельзя.
И составитель псалма обращает к Богу слова искренней благодарности, восхищается могуществом Господним, а ещё призывает всех людей славить Творца вместе с собой. Мы слышим такие слова: «Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих. Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои!» Конечно, мы имеем дело с ветхозаветным религиозным мышлением, которому была свойственна некоторая приземлённость. Но радость о спасении, которую чувствует автор псалма, не может не вдохновлять.
Псалмопевец торжествует — наступила победа, все опасности преодолены. И всё благодаря Богу, о Котором он восхищённо пишет: «Ты, Господи, высок во веки! Ибо вот, враги Твои, Господи, — вот, враги Твои гибнут, и рассыпаются все делающие беззаконие». Безусловно, автор псалма радуется тому, что плодами победы Господь даёт воспользоваться тем, кто Ему верен. И эта верность позволяет не бояться неприятелей, помогает не страшиться наступающего дня. Или как читаем мы в псалме: «я умащён свежим елеем; и око моё смотрит на врагов моих, и уши мои слышат о восстающих на меня злодеях».
Прозвучавший псалом имеет и пророческий характер. Образ праведника, о котором мы слышим, имеет отношение не только к ветхозаветным евреям, но и к грядущему Мессии. Спаситель, обещанный пророками, победит не земных врагов, но более страшного неприятеля — саму смерть. Христос воскрес из мёртвых не Себя ради, а ради нас. И этой победой Он с нами щедро делится. Не будем же отвергать этот поразительный дар. Будем Богу верны и в слове, и в деле, и каждый день нашей жизни, чтобы стать нам истинными свидетелями правды Господней, которая приносит настоящую радость бытия. Радость, способную насытить и самого человека, стремящегося жить по воле Божией, и тех, кто находится рядом с ним.
Псалом 91. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 91. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 91. На струнах Псалтири
1 Псалом. Песнь на день субботний.
2 Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний,
3 возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи,
4 на десятиструнном и псалтири, с песнью на гуслях.
5 Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих.
6 Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои!
7 Человек несмысленный не знает, и невежда не разумеет того.
8 Тогда как нечестивые возникают, как трава, и делающие беззаконие цветут, чтобы исчезнуть на веки,-
9 Ты, Господи, высок во веки!
10 Ибо вот, враги Твои, Господи,- вот, враги Твои гибнут, и рассыпаются все делающие беззаконие;
11 а мой рог Ты возносишь, как рог единорога, и я умащен свежим елеем;
12 и око мое смотрит на врагов моих, и уши мои слышат о восстающих на меня злодеях.
13 Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане.
14 Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего;
15 они и в старости плодовиты, сочны и свежи,
16 чтобы возвещать, что праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нем.
22 мая. О неверии и духовной слепоте фарисеев

В 9-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа, обращённые к фарисеям: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас».
О неверии и духовной слепоте фарисеев — игумен Лука (Степанов).
Эти слова Господа перекликаются с другими Его наставлениями о том, что хулящий Духа Святого не имеет прощения ни в этом веке, ни в будущем, поскольку очевидно отрекается от истины и называет ложь правдой.
Если бы фарисеи не ведали, что творили, если бы очевидно не изобразился перед ними Христос в Божественном Его могуществе, то, может быть, и имели бы оправдание в своем неверии, но поскольку их неверие было в чистом виде свидетельством их злого расположения воли, отрицающим Божество, то и возвещает им Господь непростительность этого состояния и то, что грех их остаётся на них, ибо их слепота не физическая, но добровольная и сердечная.
Все выпуски программы Актуальная тема