Эфиопия – это страна, которая разрушает стереотипы. В любом своем проявлении она уникальна и неповторима. Здесь нет, например, типичной африканской жары, температура колеблется в пределах от двадцати до тридцати градусов, так что европеец чувствует себя комфортно. Разве что разреженный высокогорный воздух непривычен – все-таки страна расположена на высоте больше двух тысяч метров над уровнем моря.
Большинство эфиопов – православные. Христианство здесь утвердилось еще в апостольские времена, Эфиопская церковь – одна из самых древних в мире. В своих традициях церковь Эфиопии отдает дань как Новому, так и Ветхому завету. Это связано с тем, что эфиопы считают себя потомками царя Соломона и называют свою страну Новым Израилем.
Здесь чтят предание о том, что Манелик, сын царя Соломона и царицы Савской, похитил у отца Ковчег Завета и доставил святыню в Эфиопию. Будто бы в Израиле осталась только копия Ковчега, а подлинные реликвии -скрижали с заповедями, сосуд с манной и жезл Аарона и поныне находятся в столице Эфиопии Аксуме, в специально выстроенной часовне, в сокровищнице, куда никто, даже Патриарх, не вправе заглядывать. Видеть Ковчег может только один монах, хранитель святыни, но ему предписано хранить молчание и не покидать пределы храма. Так что доподлинно удостовериться в правдивости или ложности этого предания практически невозможно.
Церкви в Эфиопии устроены по принципу ветхозаветного храма, в каждой есть Святая святых – закрытая часть, куда входить может только священник. Здесь хранится символ Ковчега, без которого эфиопы не могут совершать литургию.
Богослужение эфиопов сильно отличается от русского, сербского или греческого. Эфиопская литургия похожа на сакральный танец с музыкальным сопровождением, главные инструменты в котором – барабаны и колокольчики. Служба длится несколько часов, и все это время и священнослужители, и миряне пребывают в непрестанном движении.
Несмотря на огромную разницу традиций, между Русской православной и Эфиопской церквами уже давно сложились теплые отношения. Эфиопские студенты обучались в России в духовной академии, Русская церковь помогала в сборе пожертвований для создания эфиопской патриаршей библиотеки. Делегации Московского патриархата бывают в Эфиопии с дружескими визитами, между церквами идет продуктивный богословский диалог. Путешественник, неискушенный в вопросах богословия, также найдет для себя немало интересного в этой удивительной стране.
Костромская область. Троицкий Макариево-Унженский мужской монастырь
На севере Костромской области, близ города Макарьев, есть старинный Троицкий Макариево‑Унженский монастырь. Само его название может поведать о многом. Унженской обитель именуется, поскольку стоит на берегу реки Унжи, Троицкой — потому что главный храм посвящён Святой Троице. А Макариевым монашеское поселение названо именем его основателя, преподобного Макария.
Подвижник родился в четырнадцатом веке в Нижнем Новгороде. В юности принял иноческий постриг. В зрелые годы создал монастырь близ родного города на Волге, и много лет управлял им. Но в 1439 году казанский хан Улу Мухаммед захватил Нижегородские земли и разорил процветающую обитель. Тогда преподобный Макарий и отправился на север, в Костромские леса. Поставил крест в безлюдном месте на берегу Унжи и выкопал келью-пещеру. Рядом со старцем поселились ученики. Вместе они построили деревянную церковь во имя Святой Троицы. У стен этого храма преподобного и похоронили в 1444 году.
В дальнейшем Макарьевский монастырь на Унже расширялся и благоустраивался. Особое внимание ему уделял первый царь из рода Романовых — Михаил Фёдорович. Государь дважды совершил паломничество в Троицкую обитель. В первый раз он приехал сюда в 1612 году, ещё отроком, незадолго до своего восшествия на престол. Второй раз — в 1619-м. Царь тогда участвовал в торжествах, посвящённых прославлению преподобного Макария Унженского в лике святых.
Покровителем Макарьевского монастыря был и сын Михаила Фёдоровича — Алексей Михайлович Романов. Благодаря царским пожертвованиям Троицкий храм в 1670 году перестроили в камне. Рядом возвели каменную же церковь, посвящённую преподобному Макарию. Под её сводами поместили мощи праведника, обретённые нетленными.
В восемнадцатом веке архитектурный ансамбль Унженской обители дополнили Благовещенский и Никольский соборы, трапезная палата и братские корпуса. Тогда же была построена Успенская церковь с примыкающими к ней больничными палатами. Здесь в годы Первой мировой войны в начале двадцатого столетия разместился лазарет для раненых воинов.
Богоугодную жизнь северного монастыря нарушила революция 1917 года. Безбожники закрыли обитель, выселили братию, а в храмах разместили тракторную станцию и склады зерна. Мощи преподобного Макария передали в краеведческий музей.
Останки праведника вновь стали принадлежать Православной Церкви в 1990 году. Мощи поочередно пребывали в различных храмах Костромской епархии. Когда же в 1994-ом Троицкий монастырь был возрождён, святыня вернулась под своды Макариевского храма. Со всех концов России люди приезжают в обитель на реке Унже, чтобы помолиться у раки с мощами преподобного Макария.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Калужская область. Спасо-Преображенский Воротынский монастырь (Спас на Угре)
Спас на Угре — так именуют в народе Преображенский Воротынский женский монастырь в двадцати километрах от Калуги, на живописном берегу реки Угра. В этот месте, в далёком 1480 году сошлись русское и ордынское войска. И случилось чудо: спустя 5 дней ожидания битвы, ордынцы без боя отступили! «Не оружие, не мудрость человеческая, а Сам Господь спас ныне Россию», — свидетельствовали летописцы, современники этой удивительной победы. Событие, положившее конец ордынскому игу на Руси, вошло в историю как «Стояние на реке Угре». В память о нём в начале 16-го века и был построен здесь монастырь. Возводился он на пожертвования князей Воротынских, и это нашло отражение в его названии — Спасо-Преображенский Воротынский. Основал обитель, по преданию, преподобный Тихон Медынский. Изначально монастырь был мужской. Вокруг него образовалось село, которое получило название Спас. Носит оно его и сегодня.
Такова, вкратце, история основания обители, великолепный вид на которую открывается путешественникам на подъездах к селу. Издалека белеют на фоне лугов и лесов конусообразные, шатровые башенки-купола её церквей — Преображенской и Введенской, и высокий шпиль колокольни. «Единственный в окрестностях Калуги храмовый ансамбль допетровской эпохи», — так описывают монастырь Спас на Угре путеводители. А те, кто там побывал, называют обитель тихим молитвенным уголком, где всё дышит тёплым, почти домашним уютом. Ухоженная территория с беседками, оградками из природного камня и садовыми скульптурами — миниатюрными храмами, домиками, птицами и даже Ноевым ковчегом, на носу которого примостился маленький слон. Здесь можно сверить время по мраморным солнечным часам. На них выгравированы слова апостола Павла из послания к Галатам: «Итак, доколе есть время, будем делать добро...». На небольшой территории Спасо-Преображенского Воротынского монастыря уместились храмы, келейные и служебные корпуса, гостиница для паломников, церковная лавка и трапезная, где можно отведать мороженое, приготовленное руками монахинь из ягод и фруктов монастырского сада.
Белоснежные храмы — скромные снаружи и великолепно украшенные внутри. Сегодня в их стенах не смолкает молитва, и трудно представить, что ещё не так давно монастырь стоял фактически в руинах. В советские годы обитель была закрыта. И хотя имела статус исторического памятника, о её сохранности не заботились. Разрушились своды и кровля храмов, в стенах образовались глубокие разломы. Возрождение и восстановление монастыря началось в 2007-м году. И сегодня Спасо-Преображенский Воротынский монастырь вновь стал местом молитвы.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Обоянь. Собор Александр Невского ( Курская область)
В Курской области есть городок с приятным слуху названием Обоянь. Имя своё он получил по реке Боянь, в устье которой была в середине 17-го века заложена крепость. Но когда идёшь по улицам неспешным шагом, кажется, что город нарекли так из-за его обаяния. Обоянь хоть и маленький, но очень уютный и живописный. Здесь сохранилось множество старинных зданий и целых восемь храмов. Один из них — собор святого благоверного князя Александра Невского.
Пятиглавый исполин из красного кирпича с серебристыми куполами встречает нас на улице Луначарского. Храм — памятник архитектуры регионального значения, великолепный образец русско-византийского стиля. От русской архитектуры здесь — нарядные «кокошники», так называются декоративные элементы на фасаде, напоминающие формой традиционный женский головной убор. От византийской — широкие, массивные полусферические купола вместо привычных «луковиц».
Собор Александра Невского был заложен в память о чудесном спасении императора Александра III и царской семьи при крушении поезда под Харьковом, близ станции Борки в октябре 1888 года. Церемония освящения закладного камня состоялась спустя три года после этого события, в 1891-м. Строился храм на частные пожертвования, в основном от городского купечества. Средства поступали нерегулярно, поэтому строительство продвигалось медленно, с большими паузами и завершилось только в 1907 году. В храме создали редкой красоты иконостас — деревянный, четырёхъярусный, резной, позолоченный. Богатые горожане жертвовали церкви серебряные и золотые богослужебные сосуды, оклады для икон и Евангелия с драгоценными камнями. Буквально через несколько лет всё это оказалось в руках безбожников — во время большевистской кампании по изъятию церковных ценностей.
Сам собор власти довольно долго не закрывали, но и его эта участь, увы, не миновала. После закрытия в 1930-х, было предпринято несколько попыток взорвать храм — к счастью, неудачных. Какое-то время собор служил зернохранилищем, а в 1984-м году в нём разместился молодёжный спортивный клуб. Просуществовал он в стенах святыни недолго — уже в начале 1990-х собор вернули Русской Православной Церкви. Покалеченное здание с разобранным центральным куполом и заложенными кирпичом окнами восстановили. И сегодня он украшает Обоянь в своём первозданном величии.
Все выпуски программы ПроСтранствия











