
Апостол Павел. Мозаика
Рим., 93 зач., VI, 18-23.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
С точки зрения апостола Павла есть только два возможных для человека пути, и оба они в том описании, которое дал апостол, содержат слово «рабство»: рабство греху и рабство праведности. Какого-то иного, промежуточного, состояния нет. Конечно, то, что скрывается за словом «рабство» противостоит главной общественной ценности, выраженной словом «свобода». Но здесь стоит помнить, что рабство праведности не имеет безусловного довлеющего характера. Вполне можно поступать и как-то иначе, но поведение «как-то иначе» неизбежно уводит в область греха. Апостол говорит о том, что Христос дал каждому возможность поступать так, как того хочет Бог. А Бог не требует от нас ничего такого, что было не полезно в самом высшем смысле. Но если раньше не было полного понимания того, в чем состоит воля Бога, то теперь она открыта и доступна каждому. Есть и еще нечто: каждому христианину Бог подсказывает как поступать в том или ином случае. Речь не идет здесь о диктовке, не идет она и о звуке постороннего голоса в голове, а также о постоянно встречающихся знаках и символах. Нет. Подсказки приходят совсем иным путем.
Приведу небольшой пример.
Когда я был студентом духовной школы и молодым иеромонахом, нас эпизодически направляли в одну из подмосковных войсковых частей. Там были недавно призванные молодые люди, всем им перед принятием присяги предлагалось, если у них обреталось таковое желание, поисповедоваться. А тем, кто не был крещен, предлагалось креститься. Опять же, исключительно по желанию. Многие из тех ребят хотели покаяться в своих грехах, но опыта исповеди у них не было: если и доводилось им принимать участие в этом таинстве, то когда-то давно, в детстве или же в подростковом возрасте. Поэтому они попросту не знали, как и о чем говорить на исповеди. Приходилось каждому из них индивидуально объяснять «технологию» исповеди. А делать это проще всего через перечисление и разъяснение десяти заповедей закона Моисея. По мере упоминания заповедей ребята вспоминали какие-то свои грехи, называли их, и мы двигались дальше, вплоть до десятой заповеди, которая запрещает пожелания чужого имущества. Многие из десяти заповедей стали для новобранцев откровением. Они о них ничего никогда ранее не слышали. Но любопытно здесь не это, а то, что в отношении некоторых грехов против этих заповедей юные воины говорили приблизительно следующую фразу: «А я чувствовал, что что-то здесь не то! Но не мог понять, что именно! Вроде бы мне должно было стать хорошо, а мне было как-то не по себе». Получается, что есть внешний мир, который диктует свои правила поведения, есть человек, который искренне старается следовать этим правилам, но при этом внутри себя самого без всякой человеческой подсказки чувствует, что происходит что-то не то, что-то неправильное. При этом никакого представления о заповедях у него нет.
Именно это ощущение неправильности собственных поступков, даже в том случае, если они поощряются окружающими, и есть голос Бога. Еще его можно назвать голосом совести, но совесть все же воспитывается, а голос Бога звучит вопреки воспитанию, привычкам и норме поведения большинства. Он звучит в сердце каждого человека, над которым когда-то было совершено таинство крещения. Да, можно устроить свою жизнь так, что этот голос перестанет звучать, можно целиком погрузиться в область греха, но вряд ли такую перспективу можно назвать вожделенной.
24 июня. О мире

В 10-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему».
О мире — протоиерей Василий Гелеван.
Мир — это состояние души, это состояние общения человека с Творцом. Мирное, покойное состояние — это такое состояние, к которому призывает Церковь с самых первых минут литургии, когда священник-диакон возглашает «миром Господу помолимся», то есть в состоянии покоя и мира с ближним.
А вот ещё на литургии мы слышим «станем добре», «станем со страхом», «вонмем». Святое возношение «в мире приносите». «Мир Мой даю вам», — говорит Господь. «Мир желаю вам». Нужно быть в состоянии покоя и мира по отношению к ближним. «Мир всем», — говорит священник-епископ, когда благословляет народ. «Мир всем» — вслед за приветствием, которое Господь обратил к Фоме и ко всем апостолам.
Это совсем не значит, что мы никогда не будем воевать, потому что, к сожалению, мир возле лежит, и мир поглощён грехом. А задача христианина — быть солью земли и своим мирным состоянием растворять вокруг себя все конфликты своей молитвой, своим умиротворением и своим внутренним духовным миром.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 июня. О доброделании

В 7-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу».
О доброделании — священник Алексей Дудин.
Желание добра есть в сердце каждого человека. Каждый человек хочет делать то, за что он получит поддержку, похвалу. Он хочет сделать то, чему будет радоваться его сердце. Но не каждый раз у человека это получается. Когда-то ему мешает лень, когда-то ему мешает страсть гордости или страсть гнева.
И человек, зная, как нужно поступить, тем не менее,поступает противоположным образом. Это нужно преодолевать, зная о том, что мы с вами призваны к тому, чтобы наследовать Царство Небесное через понуждение себя. «Царство Небесное нудится», — сказал Господь. Если человек не использует волевого усилия, если он не стремится победить свою страсть, он никогда не сможет сделать то, что нужно. Он всегда будет делать только то, что ему хочется, только то, что ему легче.
Поэтому в этом и заключается смысл и борьба нашего каждого дня и каждого часа, чтобы сделать не то, что хочется тебе, а то, что угодно Богу и нужно людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 95 зач., VII, 14 - VIII, 2.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Человек как существо не ограничен телом. В этом убеждена Православная Церковь, полагающая, что люди не должны рассматриваться исключительно в категориях физики и химии. Мы нечто большее, чем гормоны и ферменты. Об этом, в частности, рассуждает апостол Павел в отрывке из 7-й и 8-й глав послания к Римлянам. Этот текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 7.
14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр,
17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.
Глава 8.
1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,
2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
Христианство учит, что человек — высшее творение Божие. Создавая Адама и Еву, Господь определил, чтобы человек стал как бы «пограничным» существом. С одной стороны, у человека есть бессмертная душа, которая роднит его с миром духовным. С другой — человеческое тело по своему устройству похоже на тела животных. Таким образом, мы являемся обладателями сложной природы. По мнению одних богословов, эта природа состоит из двух уже упомянутых частей — тела и души. По мнению других — к имеющимся двум составляющим добавляется третья — дух.
Активные размышления об устройстве человека среди христианских мыслителей начались после того, как древняя Церковь перешагнула границы иудейской цивилизации и приняла в общение людей иных национальностей и культур. Прежде всего, греков, которые сделали античную философию основой христианского богословия. Для древнегреческих философов было характерно с подозрением относиться к телу, которое, по их мнению, было темницей души. Античная культура даже противопоставляла тело и душу. Такое отношение отчасти было позаимствовано и христианством той эпохи.
Некоторые философские школы древней Греции имели мистическую направленность. Наряду с душой они признавали наличие у человека ещё и духа — особой составляющей, отвечающей за связь с миром духовным. Часто дух именовался умом, поскольку именно ум более всего ценился античными мудрецами. В среде христианских богословов древности дискуссия об устройстве человека длилась несколько веков, но окончательное мнение насчёт того, сколько же в человеческой природе частей, так и не сформировалось. Иными словами, оба подхода получили право на существование. Но при одном условии.
Христианство верит, что человек был создан Богом как целостное существо. Поэтому Церковь отказывается от разделения человека на составляющие, а самое главное — от их противопоставления друг другу. Имеющиеся в нас материальное и духовное начала должны пребывать в гармонии и находиться в согласии с замыслом Творца. Конечно, тело, бывает доставляет нам неудобства. Потому апостол Павел и восклицает: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?». Но тот же апостол в целом с оптимизмом смотрит на земную жизнь, где при всех недостатках и ограничениях всё же проявляет себя благодать Божия. Благодать, освящающая и душу, и тело того, кто живёт в жертвенном служении Христу Спасителю.
Таким образом, тело не является чем-то по умолчанию плохим или ненужным. Тело, как и любая другая составляющая человеческого естества, может подобно инструменту использоваться нами либо во благо, либо во осуждение — в зависимости от того, куда направлена дарованная Богом свобода. И если мы всё же поддаёмся греху, то превращаем тело (по апостолу Павлу храм души) в страстную плоть. Из этого следует довольно простой, но важный вывод. Не нужно ставить знак равенства между телом и плотью. И, конечно, следует тело, как и любой другой дар Божий, использовать исключительно для достижения спасения, дарованного нам Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов