
— Дорогой Бог! Меня зовут Оскар, мне десять лет. Это моё первое письмо к тебе. Раньше у меня не было времени из-за школы. Ты можешь приехать ко мне, если хочешь. Я был бы не против. У меня приёмные часы с шести утра до девяти вечера. В остальное время я сплю. Но даже если я буду спать — разбуди меня! Глупо было бы пропускать встречу из-за какого-то пустяка.
Герой снятого в 2009 году фильма французского и бельгийского писателя, режиссёра Эрика-Эммануэля Шмитта «Оскар и Розовая дама» — онкологически больной мальчик Оскар. В больнице он каждый день пишет письма Богу. Эту идею подсказала ему новая знакомая, грубоватая разносчица пиццы Роза, бывшая чемпионка по боксу. У женщины множество недостатков, она эгоистична и разочарована в людях. Но в ней есть главное, что нужно умирающему ребёнку — стопроцентная искренность и умение говорить с ним на равных. Роза узнаёт от врачей, что Оскару осталось всего двенадцать дней, и предлагает ему считать каждый оставшийся день за десять лет. Благодаря этой мудрой игре мальчик успевает прожить целую жизнь: выбрать себе невесту и признаться ей в любви, пройти возрастные кризисы, найти общий язык с родителями и по-настоящему открыть для себя Бога.
Фильм «Оскар и Розовая дама» просто и светло рассказывает о самых тяжёлых вещах — о болезни и смерти. Мы видим, что ребята в больнице так же играют, дружат, слушают музыку, как их здоровые сверстники. В печаль и безысходность погружены только взрослые — врачи и родители. Это они, а не дети, боятся смерти. Мама и папа Оскара не могут не только откровенно поговорить с ребёнком, они даже не в силах смотреть ему в глаза. И тогда его настоящим другом становится Роза — резкая, чудаковатая, смешная, искренняя. Она веселит мальчика своими байками о боксёрском прошлом, неожиданными играми и идеями. Именно поэтому Оскар постепенно начинает верить её речам о Боге, которые, возможно, не стал бы и слушать из уст других взрослых. Один из самых удивительных моментов в фильме — сцена в храме, куда Роза незадолго до Рождества привозит мальчика, спрятав его в огромном праздничном торте. Глядя на Распятие, нескладная стареющая женщина в безвкусном розовом костюме и умирающий ребёнок размышляют на самые сокровенные темы.
— Что тебе ближе — Бог, который ничего не чувствует или Бог, который страдает?
— Бог, который страдает, конечно. Но если бы я был Богом, я бы избежал страданий.
— Никто не может избежать страданий. Ни Бог, ни ты, ни я. Посмотри внимательно. Заметно по нему, что он страдает?
— Вы правы. Ему как будто и не больно. И, тем не менее, он умрёт…
— Есть два вида боли — физическая боль и душевные страдания. Если тебе в ступни или в ладони вбивают гвозди, ничего, кроме боли, ты испытать не сможешь. Но мысль о смерти необязательно причиняет страдания. Это зависит от тебя.
У Розовой дамы не больше опыта в философских разговорах, чем у других. Напротив, она привыкла зарабатывать деньги, думать только о себе, говорить мало и чаще нецензурно. Родные Розы и мужчина, за которого она наотрез отказывается выходить замуж, считают её жёсткой и бессердечной. Она всегда избегала больных и похорон, никогда не стремилась делать добрые дела. Но знакомство с больным мальчиком неожиданно сделало Розу чуткой и мудрой, помогло ей открыть в себе неиссякаемый источник любви и доброты. Можно не сомневаться, что теперь она изменит и собственную жизнь. После смерти Оскара Розовая дама продолжает привозить в больницу свою пиццу и общаться с другими детьми, а ещё — писать письма Богу и отправлять их в небо на воздушных шариках.
— Дорогой Бог! Спасибо, что познакомил меня с Оскаром. Он наполнил меня любовью, которой хватит до конца моих дней. На его тумбочке я нашла открытку, которую он написал — думаю, для тебя: «Только Богу дано право меня разбудить».
«Оскар и Розовая дама» — один из самых мудрых и жизнеутверждающих фильмов о смерти. Конечно, во время просмотра не раз хочется плакать, но это светлые слёзы, а после картина оставляет ощущение лёгкости и полёта.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер