Священномученик Михаил Околович родился в тысяча восемьсот восемьдесят восьмом году, в Палоцке, в семье священника. Михаил также получил духовное образование. В четырнадцатом году он женился, переехал в Иркутск и принял священнический сан. Вскоре он стал одним из наиболее известных и уважаемых пастырей города. Его полюбили за благоговейное служение, глубокую, сердечную проповедь, сострадание к людям. Из-за популярности священника Иркутское Чека установило за ним постоянное наблюдение. Но Околович не изменил себе и продолжал всё так же открыто выступать с проповедями, участвовать в диспутах с атеистами и «обновленцами». ОГПУ не раз вызывало его, предлагало оставить сан, стать педагогом, или даже осведомителем. Все эти предложения протоиерей Околович решительно отверг. В двадцать пятом отца Михаила арестовали и приговорили к трем годам Соловков. В тридцать третьем последовал новый срок - десять лет лагерей. Священник трудился на строительстве города Комсомольска-на-Амуре. В тридцать восьмом, уже в лагере, отца Михаила судили еще раз и приговорили к расстрелу.
«Страхи родителей за детей». Татьяна Воробьева

Гостьей нового выпуска «Светлого вечера» стала заслуженный учитель России, психолог высшей категории Татьяна Воробьева. Разговор шел о том, какие страхи наполняют родителей в отношении их детей, почему они возникают и к чему приводят, что может стать духовной основой построения отношений с детьми, а также разговор был посвящен вопросам семейных ценностей, воспитания детей и поиску гармонии в современных реалиях.
Татьяна отметила, что семья — это место, где происходит духовное становление каждого человека. «В многодетной семье гиперопека невозможна», — подчеркнула Татьяна, говоря о важности воспитания ответственности и самостоятельности у детей.
Отдельное внимание уделили теме веры как основы для крепкой семьи. Татьяна отметила, что совместные молитвы и духовные беседы помогают создать атмосферу тепла и взаимопонимания. Она рассказала, как в их семье традиции поддерживаются через совместные праздники, паломничества и обсуждения духовных книг.
Также говорили о вызовах современного родительства: как найти баланс между заботой о детях и самореализацией. По мнению Татьяны, важно учить детей принимать не только успехи, но и трудности, ведь именно через преодоление формируется характер.
Этот выпуск — вдохновляющая беседа о том, как сохранить гармонию в семье, оставаясь верными христианским ценностям и поддерживая друг друга на жизненном пути.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Семя веры»
В этом выпуске личными историями о том, как человек принял слово о вере, может быть, даже случайно, и это «семя», упав на добрую землю, принесло большой плод, поделились ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Марина Борисова, Наталия Лангаммер, а также наш гость — настоятель храма святых Петра и Февронии в Марьино протоиерей Павел Гумеров.
Все выпуски программы Светлые истории
При поддержке VK
Псалом 35. Богослужебные чтения

Те, кто старается вести духовную жизнь, знают, как сложно избавиться от некоторых греховных привычек. А потому нередко люди задают вопрос священнику: что является наиболее эффективной и действенной профилактикой греха? Ответ на этот вопрос находим в 35-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 35.
1 Начальнику хора. Раба Господня Давида.
2 Нечестие беззаконного говорит в сердце моём: нет страха Божия пред глазами его,
3 ибо он льстит себе в глазах своих, будто отыскивает беззаконие своё, чтобы возненавидеть его;
4 слова уст его — неправда и лукавство; не хочет он вразумиться, чтобы делать добро;
5 на ложе своём замышляет беззаконие, становится на путь недобрый, не гнушается злом.
6 Господи! милость Твоя до небес, истина Твоя до облаков!
7 Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои — бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи!
8 Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны:
9 насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их,
10 ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоём мы видим свет.
11 Продли милость Твою к знающим Тебя и правду Твою к правым сердцем,
12 да не наступит на меня нога гордыни, и рука грешника да не изгонит меня:
13 там пали делающие беззаконие, низринуты и не могут встать.
Царь Саул был первым еврейским монархом. Человеком он был непростым. Писание говорит, что на Саула нападал лукавый дух. В такие периоды его ум помрачался, царь погружался в тяжёлые душевные состояния. Для того, чтобы помогать ему справляться с приступами болезни, ко двору пригласили юного пастуха Давида. Своей игрой на арфе он успокаивал царя. На время к Саулу возвращались мир и покой. Однако со временем нечистый начал настраивать царя против Давида. Саула начали мучать помыслы, что Давид хочет занять его престол. Одержимый ревностью, завистью и неприязнью царь начинает преследовать юношу, чтобы убить его. Однако ему это не удаётся. Придя в себя, Саул просит у Давида прощения. Однако затем новый приступ — и история повторяется снова и снова. Тот псалом, который только что прозвучал, написан в воспоминание о тех событиях.
Первая часть псалма — это описание того, что происходит в душе Саула. Несмотря на то, что Давид называет его беззаконником, очевидно, что он представляет его скорее нездоровым, больным человеком, который просто не в силах контролировать свою одержимость. Мысль Давида следующая: хотя Саул и сознавался не раз, что грешит против меня и даже просил за свое буйное поведение прощения, это всё было не более, чем обманом. Да, он делал вид, что, как говорится в псалме, «отыскивает беззаконие своё, чтобы возненавидеть его». И, возможно, в тот момент он сам верил, что раскаялся. Но на самом деле это было лукавством и в его сердце продолжало жить нечестие. В Сауле не было страха Божия. Ведь каждый раз, когда он оставался в одиночестве перед сном, его опять начинали мучать помыслы. Как говорит Давид, «на ложе своём замышляет беззаконие, становится на путь недобрый, не гнушается злом». Иными словами, одержимость вновь и вновь возвращалась к Саулу, болезнь брала верх.
Этому описанию того, как в душе человеческой зарождается грех, противопоставлена вторая часть псалма. Из тёмной, закрытой от глаз посторонних спальни, где грешник в одиночестве вынашивает свои коварные планы, мы перемещаемся на открытое пространство. Мир грешника сопоставляется с миром Божиим, в котором небеса, облака, горы, великая бездна, крылья птицы, водные потоки и свет. В мире Божием царит простор. Здесь всё на виду. Здесь нет секретов и тайн. А потому и болезни греха негде зацепиться и пустить корни.
О той закономерности, которую изобразил Давид в своём псалме, прекрасно знали все те, кто посвятил свою жизнь духовной работе. Лучшее удобрение для греха — это ситуация недоговорённости, неопределённости, замалчивания. Это погружает человека в состояние обособленности, изоляции, закрытости от мира и людей. В таком навозе подозрительность и мнительность, безумие и одержимость, страх и уныние зреют и прорастают быстрее и лучше. А потому прямо говорит апостол Иаков в своём послании: «Исповедайте друг другу согрешения ваши». То есть не держите тёмные помыслы в себе. Приносите их на исповедь или же тем людям, которые идут по пути духовного совершенства и готовы поделиться с нами своим опытом. Такая открытость и доверие убивают грех в зародыше. И там, где вчера была смута и болезнь, сегодня будут мир и покой.
Псалом 35. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 35. (Церковно-славянский перевод)