Адрес храма Николая Чудотворца на Студенце:
1109147 Москва, Таганская улица, дом 20а;
+ 7 (495) 912-73-29;
E-mail: 3_rome@mail.ru.
Как добраться:
Проезд до ст. метро "Марксистская", далее пешком по правой стороне Таганской улицы около 200 метров.
Ох, не зря все-таки столицу называли городом, где храмов было "сорок сороков".
Однако же при подсчёте такого количества церквей - сорок раз по сорок – дают в итоге 1600 - в столице не набиралось никогда.
Однако же!, такое количество могло получиться при подсчёте не храмов, а всех их престолов. К 1917 году в московских церквях их насчитывалось 1620. А по древним канонам престол по происхождению является отдельным храмом, пристроенным к основному. И над церковным приделом обычно ставилась малая главка, которая указывала на его обособленность.
Это я вот к чему говорю. По собственному опыту знаю – куда в столице ни пойдешь (понятно, я имею в виду, в основном, старую Москву), обязательно встретишься с церковью. И встреча эта приятна, как встреча с хорошим человеком.
А рядом с этой я прохожу четырежды в неделю по Таганской улице. Иду по своим делам, но всегда гляжу на нее, отмечая, что она разная в разное время года и разное время дня. И всегда – по разному - но красивая.
Называется она Церковь Святителя Николая Чудотворца на Студенце. Предполагается, что здесь проходила дорога к морю Студеному – так когда-то попросту называли русское Белое море. Может и так. Но опять же по собственному опыту скажу, что место это зимою и осенью отличается весьма сильными и весьма студеными ветрами.
Церковь построена в 1672-73 годах на месте предыдущего, видимо, деревянного храма 16-го века. Построена в типичном для посадского храма того времени стиле русское узорочье, характеризующееся и рядами кокошников и традиционным пятиглавием. А вот украшает церковь декор нехарактерный, в стиле барокко.
Была здесь и отдельная колокольня, да, увы, в 30-х годах века нынешнего ее уничтожили.
А вот ограда с кованными решетками благополучно сохранилась. Как сохранился и сам храм, пройдя через разрушение, переделки и – слава богу - реставрации.
В 60-х годах ее и вовсе планировали снести, да встала на дыбы общественность – отстояли церковь.
Ее вернули верующим в 1992 году. И освятили в 1996-м уже как центр Московской единоверческой общины.
Поэтому службы в Церкви Николая Чудотворца на Студенце совершаются по дораскольному старому обряду.
А находится храм на Таганской улице, 20 а.
Схема проезда:
Вера Васильева и Владимир Ушаков
В 1953 году на «Мосфильме» снимали музыкальную комедию «Свадьба с приданым». Главную роль целеустремлённой и решительной колхозной бригадирши играла молодая, но уже известная актриса Московского академического Театра сатиры Вера Васильева. Её партнёром по фильму стал Максим Егоров. По сценарию его персонаж — бригадир соседнего колхоза — был женихом главной героини. Однако с Егоровым успели отснять всего пару сцен. Он заболел и отказался от участия в картине. Однажды утром Вера Васильева пришла на съёмочную площадку и узнала, что её новым «экранным женихом» будет актёр Владимир Ушаков. Вера уже встречалась с ним на одной сцене — год назад, в 1952-м, когда Ушаков был зачислен в труппу Театра сатиры. До этого несколько лет Владимир жил в Германии. В Потсдаме он служил в Драматическом театре группы советских войск. Однако театральная сцена — это одно, а кино — совсем другое. У Веры имелся успешный опыт киносъёмок. Для Ушакова же «Свадьба с приданым» стала первой серьёзной киноработой. Васильева беспокоилась — сработаются ли они? Однако её волнения оказались напрасны. Владимир сразу же вошёл в роль. Вера поражалась тому, насколько живо и искренне он играет. А Ушаков не просто играл. На съёмочной площадке Владимир выплёскивал собственные чувства. Ведь он всем сердцем полюбил Веру.
Васильева ничего тогда об этом не знала. Фильм «Свадьба с приданым» вышел на экраны и имел такой успех, что Театр сатиры включил постановку одноимённой пьесы, по который и был снят фильм, в свой репертуар. Едва ли не каждый день Вера и Владимир играли на сцене жениха и невесту. Тогда-то Ушаков понял, что больше не может таиться. Однажды после очередного спектакля он признался Вере в любви и предложил ей руку и сердце. Но... получил отказ. Васильевой казалось, что она испытывает к Володе лишь дружеские чувства. «Три года он ухаживал за мной, а я на его ухаживания не отвечала», — вспоминала Васильева. Но однажды вечером в квартире Веры раздался звонок. Девушка удивилась — она никого не ждала. Открыла дверь. На пороге стоял Ушаков. Он был до крайности взволнован: «Вера, я пришёл, чтобы спросить тебя в последний раз — ты выйдешь за меня? Если ответишь "нет", я отступлюсь и больше беспокоить тебя не стану». Вера долго смотрела на него, а потом вдруг обернулась и крикнула вглубь квартиры, где гремела на кухне посудой её мать: «Мама! Я выхожу замуж за Володю Ушакова!».
Свадьба была очень скромной. «Без приданого», — шутил Ушаков. Семейным гнездом стала его комната в театральном общежитии. Вера Кузьминична впоследствии признавалась, что совсем не была готова к роли хозяйки и даже яичницу на завтрак толком не могла пожарить. Но Владимира это, казалось, нисколько не смущало. Позже Самойлова говорила, что далеко не сразу поняла, сколько такта, терпения и любви проявлял к ней муж.
Он продолжал красиво ухаживать за любимой супругой. По вечерам мог вызвать такси прямо к порогу театра. Галантно открывал дверцу и заботливо усаживал жену, чтобы отвезти домой. Но Вере всё ещё казалось, что к мужу она не испытывает настоящих чувств. Всё изменилось, когда Владимир Петрович уехал в командировку. Без него всё вокруг вдруг померкло, показалось скучным, пустым, словно потеряло смысл. И тогда Вера поняла, что очень любит своего мужа. Всегда любила. Просто долгое время сама об этом не догадывалась.
Вера Васильева и Владимир Ушаков прожили в браке 56 лет. «У нас была настоящая крепкая любящая семья», — вспоминала Вера Кузьминична. Когда в 2011 году Владимир Петрович скоропостижно скончался от сердечного приступа, она продолжала жить так, словно он по-прежнему рядом. Каждый вечер вслух рассказывала мужу о том, как прошёл её день. «Наша с ним любовь на этом свете не закончилась», — говорила она.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
28 апреля. Об иконографии праздника Входа Господня в Иерусалим
Сегодня 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим.
Об иконографии праздника, — протоиерей Владимир Быстрый.
28 апреля. О духовном смысле праздника Вербного воскресенья
Сегодня 28 апреля. Вербное воскресенье.
О духовном смысле праздника, — епископ Черняховский и Славский Николай.