Евангелие от Иоанна, Глава 16, стихи 23-33. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 16, стихи 23-33

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Если мы внимательно прочитаем весь текст прощальной беседы Христа с учениками, то с легкостью заметим, что эта беседа больше похожа на монолог. Христос говорит, апостолы слушают. Но иногда апостолы реагируют на слова Христа, одна из таких реакций зафиксирована в сегодняшнем отрывке прощальной беседы.

Господь говорит Своим ученикам о том, что они стоят накануне принципиально нового времени. Новизна этого наступающего времени кроется в изменении отношений Бога и человека. Христос скоро будет предан на Страдания и Смерть, Он воскреснет и вознесется. Все это приведет к тому, о чем Сам Христос сказал такими словами: «наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце». Наступает время такого знания о Боге и Бога, которого не было никогда ранее. Здесь стоит обратить внимание на то, что Христос не сказал «дам вам сумму знаний об Отце», «расскажу вам об Отце» или же «напишу книгу об Отце», нет, Он сказал совершенно иначе: «прямо возвещу вам об Отце». Знание об Отце Христос дает верующим в Него посредством Духа Святого. Дух Святой не приносит интеллектуальную сумму знаний о Боге, Он возвещает в сердце человека, как сказал апостол Павел «глаголами неизреченными». Преподобный Симеон Новый Богослов объясняет, что это означает: «Неизреченные глаголы, какие слышал божественный Павел, не другое что суть, как сокровенные и воистину неизъяснимые и незримые, чрез осияние от Духа Святого бывающие созерцания, и боголепные и недомыслимые уразумения пресветлой и пренедоведомой славы и Божества Сына и Слова Божия». Конечно, этот перевод на русский язык определения преподобного Симеона довольно тяжеловесен, он изобилует славянизмами и кальками с греческих слов, но понять преподобного можно: центральное слово его определения — «созерцания». Большой толковый словарь русского языка предлагает понимать это слово следующим образом: «Созерцание — это процесс непосредственного восприятия действительности». Собственно, именно об этом говорит Христос Своим ученикам, этим опытом делится апостол Павел и об этом же, опять-таки из собственного опыта, размышляет преподобный Симеон Новый Богослов.

Ученики Христа, как кажется, все это понимают. Соглашаются. Не спорят. И говорят замечательную фразу: «Посему веруем, что Ты от Бога исшел». На что Господь отвечает им довольно загадочно: «теперь веруете?». Понять ее можно как «наконец-то вы уверовали», но она имеет совершенно иное значение. Христос задает им вопрос о том, как долго они будут верить. Только в эту минуту или дольше? Евангелие не зафиксировало словесный ответ апостолов, но оно описывает их дальнейшие действия: та их вера не была долгой, буквально через несколько часов апостолы рассеялись из-за страха перед синедрионом. Оказалось, что декларировать веру просто, но непросто жить по вере. Более того, без содействия Духа Святого это и вовсе невозможно.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!