Адрес: ул. Генерала Дорохова, 17
О Храме Димитрия Ростовского в селе Очаково я бы сказал так: чрезвычайно интересное переплетение имен и событий. Я не буду акцентировать на них свой рассказ – вы сами до всего додумаетесь.
Однако обо всем по порядку. 5 мая 1757 года владелец села Очаково тайный советник Михаил Степанович Опочинин обращается в Синодальную контору с просьбою разрешить строительство у себя в имении храма в честь только что, буквально днями, канонизированного и прославленного в лике святых Митрополита Димитрия Ростовского. Таким образом этот храм стал первым не только в Москве, но и во всей России, посвященным этому новому святому. Заметим кстати, что это был единственный святой, прославленный в 18-м веке.
Димитрий Ростовский – личность весьма примечательная и необыкновенная. Ярчайший проповедник, неутомимый борец с пьянством и невежеством, ревнитель чистоты православия, талантливый писатель, писавший даже пьесы – да, да, не удивляйтесь, именно пьесы, написанные для исполнения монахами. Талантливый педагог – он основал в Ростове славяно-греческое училище с преподаванием греческого и латинского языков.
Или вот такой факт. В духовной истории Руси было создано всего пять произведений под названием «Четьи-Минеи».
Четьи – это книги житий святых, предназначенные для чтения, но не для богослужений (то есть, в определенном смысле – гражданская, светская литература). Минеи же – от греческого «одномесячные» - что означает, что повествование излагается по порядку месяцев и дней каждого месяца.
Так вот, повторюсь, их, произведений, именуемых «Четьи-Минеи» на Руси всего пять. И авторов – тоже пять. И один из авторов – святитель Димитрий Ростовский.
Особо своими трудами во славу церкви и Руси Димитрий Ростовский прославился в Ростове Великом близ Ярославля, где и был похоронен в Троицком соборе Яковлевского монастыря и где в 1752 году обретены были его нетленные мощи. Именно от города Ростова и получил он имя свое – Димитрий Ростовский.
А вы никогда не задумывались, как в России появился второй город Ростов - Ростов-на-Дону? Совершенно верно: в 1760 году в честь святителя была названа только что основанная Крепость св. Дмитрия Ростовского. Вот она-то со временем и стала городом Ростовом-на-Дону. Святителю дали имя города, где он трудился, а потом и он сам дал имя новому городу.
А вот еще интереснейшее совпадение. Задолго до строительства храма Дмитрия Ростовского селом Очаково владел князь Я́ков Ива́нович Лоба́нов. Надо сказать – редкостный тать и разбойник. Его даже судили за нападение на перевозчиков царской казны. Так вот вторая часть его фамилии была Росто́вский. Какое странное сочетание греха и святости…
Где святость все-таки побеждает. И лучшее доказательство тому – действующий храм Святителя Димитрия Ростовского в Очаково.
Контакты: храма Димитрия Ростовского в с. Очаково
Адрес: ул. Генерала Дорохова, 17
Как проехать:
От ст. метро "Кунцевская", последний вагон из центра, авт. №11 или маршрутное такси №498 (по маршруту №11) до остановки «Очаковское шоссе, д.16», м. «Юго-Западная», автобусы 630, 699, от Киевского вокзала до платформы «Очаково»).
Адрес сайта: http://www.hram-sdr.ru/
Схема проезда:
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.