В тридцати километрах от Праги, среди природных красот заповедника «Чешский карст», уютно разместился маленький поселок с необычным названием - «Ян под Скалой». В девятом веке здесь жил первый чешский отшельник, сын князя Гостимысла, преподобный Иоанн. Именно он и есть тот Ян, который обитал в пещере под скалой, и дал свое имя поселку.
Сорок два года провел здесь монах в полном уединении. О жизни святого сохранилось несколько легенд, да многочисленные свидетельства об исцелениях по его молитвам.
Имя преподобного Иоанна связывают с именем князя Борживоя, мужа святой Людмилы Чешской. Не после встречи ли с отшельником князь Борживой построил в Чехии первую церковь - храм святого Климента?
После смерти отшельника под скалой поставили часовню в честь Иоанна Крестителя. Здесь же католические монахи-бенедектинцы основали монастырь. В скором времени эта обитель была разорена религиозными реформаторами, последователями Яна Гуса.
Толчок к возрождению монастыря дало обретение мощей Иоанна Чешского – останки святого были обнаружены в той самой пещере, которая служила ему кельей. Это произошло в шестнадцатом веке – именно с этого времени у христиан возникла традиция совершать паломничество к «Яну под Скалой».
Вместо часовни у подножия скалы выстроили костел в стиле барокко. Необычайно гармонично вписался этот храм в живописные окрестности. Вот только недолго продлилось время, когда в нем совершались богослужения. В каком только качестве не использовали это изящное строение – в разные годы здесь были производственные мастерские, санаторий, канцелярия, тюрьма и архив. И только в девяностых годах двадцатого века костел вернули католической церкви.
Преподобный Иоанн Чешский жил еще в то время, когда Церковь не была разделена на Западную и Восточную, поэтому он почитается как католиками, так и православными. Ежегодно к мощам Иоанна Чешского совершают традиционное паломничество юноши и девушки из Чешского общества православной молодежи. Как правило, это бывает крестный ход на велосипедах от Праги до поселка «Ян под Скалой». В последнее время у православных появилась возможность по договоренности с настоятелем костела совершать здесь богослужения.
Через костел можно пройти в пещеру, здесь сохранился камень, на котором молился преподобный. На камне видны углубления – считается, что это следы колен святого Иоанна. А рядом с храмом бьет целебный ключ, который тоже носит доброе имя древнего отшельника.
30 января. О месте подвига святого Антония Черноезерского
Сегодня 30 января. Церковь чтит память Преподобного Антония Черноезерского.
О месте подвига святого Антония, жившего в шестнадцатом веке — священник Стахий Колотвин.
30 января. О личности Преподобного Антония Великого
Сегодня 30 января. Церковь чтит память Преподобного Антония Великого, жившего в четвертом веке.
О его личности — протоиерей Максим Горожанкин.
К одному старцу в пустыню пришел его ученик спросить о том, что такое монашество. И старец ему ответил: «Иди в Египет, великий еще жив». Так называли преподобного Антония и его современники. Преподобный Антоний действительно был великим и был родоначальником настоящего монашества. При этом нрава был очень светлого и легкого. Часто его можно было видеть радующимся с братьями, даже смеющимися вместе. И когда Антония упрекали за это, он говорил: «Натяните лук. А теперь натяните еще сильнее. А теперь еще сильнее». На что ему отвечали, что сейчас лук лопнет. И Антоний отвечал: «Так и с человеком. Если применять к нему только строгость, то он сломается. Поэтому я утешаю свою братию». И такой утешенной братии во время жизни Антония Великого в Египетской пустыне было несколько тысяч человек.
Монастырь преподобного Антония существует и сегодня. В нем подвизаются люди со всего мира, а преподобный Антоний почивает в этом монастыре своими мощами. Преподобный отче Антоний, моли Бога о нас!
Все выпуски программы Актуальная тема
30 января. О смирении Христа
В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О смирении Христа — протоиерей Василий Гелеван.
Смирение Христа проявляется в его деликатности. Он мог бы в считанные минуты доказать свое божество, сказать любому встречному: «Я знаю, как тебя зовут, сколько тебе лет, я знаю все твои грехи». Это было в Его власти, но он этого не делает. За редким исключением, когда это нужно. Он все-таки иногда пророчествует, но вообще-то Он мог бы всегда пророчествовать. И вот в этой Его деликатности по отношению к человеку, по отношению к свободе человека проявляется его глубочайшее смирение. Ну и, наконец, распятие, как самая позорная форма казни, Бог снисходит до того, что принимает именно такую позорную смерть на кресте. Но парадокс в том, что теперь крест — это, наоборот, символ славы. Никто из людей не мог догадаться, что через такое смирение проявится слава. Смирение Христа проявилось в распятии, в крестной смерти. Здесь Господь испытывает богооставленность. «Боже, Боже мой, зачем Ты меня оставил?» Вот это уже не столько даже физическое, сколько нравственное страдание Господь претерпел до конца, до самой смерти. Христос пришел на землю не для того, чтобы Ему послужили, а чтобы послужить и до самой смерти, смерти же крестной.
Все выпуски программы Актуальная тема