Деян., 35 зач., XIV, 20-27.
20 Когда же ученики собрались около него, он встал и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавою в Дервию.
21 Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, 22 утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.
23 Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.
24 Потом, пройдя через Писидию, пришли в Памфилию, 25 и, проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию; 26 а оттуда отплыли в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили.
27 Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали всё, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Что может быть общего у Священного Писания и комиксов о супергероях? Странный вопрос, не правда ли? Тем не менее, кое-что общее внимательному читателю отыскать удастся. Подчас великих проповедников Слова Божия современники принимали именно за сверхлюдей, богов, спустившихся на землю. В сегодняшнем чтении из книги Деяний святых апостолов мы узнаем, как апостолы Павел и Варнава завершили большое миссионерское путешествие по городам Малой Азии. Им пришлось дважды побывать в городе Листра. Второе посещение Листры выдалось для Павла и Варнавы намного спокойнее первого. Ведь во время первого прихода апостолов местные жители посчитали за богов, спустившихся с Олимпа. Иными словами — за супергероев. Произошло это совершенно неожиданно. Павел и Варнава проповедовали на улице и исцелили нищего хромого. Собравшийся народ сильно удивился случившемуся и начал ликовать. Павел и Варнава считали, что еще немного и жители Листры поверят во Христа. Однако произошло иное. Толпа провозгласила — это боги спустились к нам с небес и творят чудеса. Варнаву назвали Зевсом. А Павла — Гермесом, так как он явно владел красноречием. Среди собравшихся находился языческий жрец. Он тут же подсуетился и привел волов, чтобы принести их в жертву в честь новоявленных Зевса и Гермеса. Ужасу апостолов не было предела. Они стали слезно просить жителей Листры не делать ошибки, начали говорить, что чудо совершилось по милости Божией. Сами же Павел и Варнава — обычные люди. Народ прислушался к увещеваниям апостолов. Жертва была отменена. Жители Листры затем в течение нескольких дней приходили послушать проповеди Павла и Варнавы. И всё шло хорошо. Но тут в город прибыли знатоки ветхозаветного закона и стали распространять ложные новости. Что апостолы обманщики, проходимцы и слушать их нельзя. В результате город, который еще пару дней назад восхищался Павлом и Варнавой и именовал их богами, ополчился на собственных героев. Апостолов избили и изгнали. В очередной раз стало понятно, как суетна человеческая слава. Павел и Варнава не обижались на жителей Листры. Проходя повторно через этот город и соседние с ним селения, тем немногим, кто всё же поверил во Христа, апостолы, вспоминая побои, говорили: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие».
Сегодняшнее чтение учит нас здоровому трезвомыслию. Случается, что человек, обретший веру в Бога, считает, что отныне мир должен склониться перед его духовным величием, восхититься горячей верой и религиозным вдохновением. Пример святых апостолов показывает нам, что всё может обстоять иначе. Наш опыт веры может быть отвергнут. Наши поступки могут неправильно понять. Ведь даже явному чуду от Бога люди способны дать превратное объяснение. Но не стоит отчаиваться! Просто нужно соблюдать одно простое правило — чтобы не разочаровываться, не нужно очаровываться. Прежде всего, самим собой.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (06.05.2024)
Деяния святых апостолов
Деян., 2 зач., I, 12-17, 21-26.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что необходимо делать в тех случаях, когда обстоятельства жизни складываются не так, как бы нам хотелось? С каким прошением обращаться к Богу? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 1-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
13 И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.
14 Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.
15 И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал
16 (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;
17 он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего;
21 Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,
22 начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.
23 И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия;
24 и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал
25 принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место.
26 И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.
Отрывок, который только что прозвучал, рассказывает о том, как был выбран новый апостол вместо Иуды-предателя. Апостол Лука, автор книги Деяний, упоминает о том, что претенденты должны были соответствовать двум критериям: быть среди учеников Спасителя со времени Его крещения у Иоанна, а также являться свидетелями воскресения Христова. После того как претенденты были определены, апостолы, помолившись Богу, бросили жребий. Когда жребий указал на Матфия, он стал считаться одним из двенадцати ближайших учеников Спасителя.
Можно предположить, что жеребьёвка проводилась примерно таким же способом, каким иудейские священники определяли должности и обязанности в Иерусалимском Храме. Имена кандидатов записывались на камнях. Эти камни опускали в сосуд с узким горлышком. Затем его встряхивали до тех пор, пока не вылетал один из камней. Тот, чьё имя было на камне, и занимал вакантную должность. Как нам известно, результаты любого голосования можно оспорить. Однако книга Деяний не даёт даже намёка на какие-либо дискуссии. Никто не оспаривает результатов жеребьёвки. Присутствующие принимают их без сопротивления, мирно. Всё это свидетельство того единодушия, которое царит между присутствующими.
Это же состояние общего согласия апостол Лука прямо отмечает в начале отрывка из сегодняшнего чтения книги Деяний. По его словам, последователи Спасителя «единодушно пребывали в молитве и молении». Особенно интересно в этом контексте упоминание о сводных братьях Христа. Как известно из Евангельских повествований, какое-то время они были противниками деятельности Иисуса. Как пишет об этом апостол Марк, «ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя». И теперь они здесь. Вместе со всеми. Так же, как и другие, они приняли тот путь, которым шёл их Брат. Более того, примкнули к Его последователям.
Какие важные свидетельства мирного состояния души! Ведь неприязнь, раздражение и недовольство — наши вечные спутники. Если внимательно понаблюдать за собой на протяжении дня, то станет очевидно, что мы исполнены если не злобой, то претензиями к людям и обстоятельствам. Нам сложно принимать без критической оценки то, как обстоят дела вокруг нас. Мы не переносим, когда что-то идёт не по-нашему. Нередко наши претензии справедливы и обоснованы. Однако от этого не легче. Ведь мы в состоянии постоянного протеста и борьбы с жизнью. Нам тяжело в окружении других людей. Именно поэтому мы так часто не чувствуем Бога.
Потому не будем забывать о том великом даре, который оставил нам Господь ценой Своих страданий, смерти и воскресения. Как Сам Он говорит: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам». Всё, что от нас требуется — принять этот дар. Приучать себя к тому, чтобы не сопротивляться происходящему. Принимать течение жизни с доверием Творцу. Если что-то идёт не по-нашему, сосредоточить всё своё внимание на исполнении Евангельских заповедей. Лишь сердцу такого человека в итоге открывается Господь, Сам устраивает его жизнь и наполняет её пасхальной радостью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов