Евангелие от Иоанна, Глава 8, стихи 31-42
Свобода — одна из ключевых ценностей, к которой стремится человек. однако представления у всех о свободе разные. Для большинства из нас свобода — возможность делать все-что захочу, а, следовательно, отсутствие чего-либо, что ограничивало бы меня в моих действиях. Свобода от бедности и болезни, от чересчур требовательного начальника и от необходимости платить налоги и т.д. Сегодня в только что услышанном нами отрывке Христос предлагает совершенно иное понимание свободы. Свобода — это пребывание в истине.
И опять же трудность. Что такое истина? Когда-то этот вопрос во время допроса Христу задал Понтий Пилат. «Что есть истина?» — спросил он. Однако Спаситель промолчал. Не потому что не знал. А потому что под истиной подразумевал совсем не то, что воспитанный на классической греко-римской философии и литературе прокуратор Иудеи. Для Пилата истина — соответствие чего-то действительности. Какое-то универсальное знание или даже тайна. Для Христа истина Он Сам. Поэтому Он прямо говорит в другом месте: «Я есть путь и истина и жизнь». Поэтому и не отвечает ничего Пилату.
Итак, свобода — это пребывание в истине. А истина это не просто абстрактное, отвлеченное положение. Истина — это Божественная Личность, которая воплотилась и пришла к людям в образе Иисуса Христа. Свобода — пребывание в Боге, то есть, тесное единство с Ним через веру в Спасителя.
Только Господь способен освободить человека от того, что парализует нашу волю, отравляет нашу жизнь и жизнь тех, кто нас окружает. Это свобода от греховных привычек и пристрастий. Ведь именно они связывают нас по рукам и ногам. Это то состояние, которое что в Священном Писании называется рабство греху. Очень точно его суть выразил апостол Павел: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех». Никакое отсутствие внешних ограничений никогда не сможет преодолеть этот действующий в нас закон. Его может победить лишь Бог, Который для того и стал человеком, чтобы у нас появилась возможность обрести этот чудесный и бесценный дар подлинной внутренней свободы.