Евангелие от Иоанна, Глава 6, стихи 40-44
В произведениях Джона Толкина имеется огромное количество параллелей с христианским вероучением. Что, на самом деле, не удивительно. Ведь Толкин был убежденным христианином и оставался таковым даже несмотря на внешние (местами непростые) обстоятельства. Творчество Толкина — интересный литературный эксперимент по проповеди христианских ценностей при помощи сказки. И «Властелина колец» нужно понимать именно в таком ключе. Герои романа в ходе своих странствий попадают в волшебный лес, где эльфийская королева дарит им особый хлеб под названием лембас. Лембас обладал удивительными свойствами — не портился, не черствел. Маленький кусочек эльфийского хлеба был способен насытить на целый день даже взрослого воина. Толкин не скрывал, что заложил смысловые параллели между лембасом и Евхаристией. Это проявило себя даже в названии. «Лембас» в переводе означает «дорожный хлеб». На христианском западе в древности предсмертное Причастие называлось — виатикум (то есть «запас еды в дорогу»). Такое именование отражало веру в то, что благодать, полученная при причащении, способна дать душе силы, достаточные для достижения Царства Небесного. Интересно, что лембас казался приятным на вкус только добрым героям. Злые персонажи (гоблины, орки и прочие) в принципе не могли есть эльфийский хлеб — он обжигал им горло, приносил страдания. К Евхаристии может приступать только человек, если не чистый сердцем, то хотя бы желающий этой чистоты.
В сегодняшнем евангельском чтении речь также идет о хлебе. Христос вступает в диалог с иудеями, многие из которых оказались свидетелями насыщения множества людей пятью хлебами и двумя рыбками. Они неотступно следовали за Спасителем, ожидая, когда Он снова повторит это чудо. Более того, толпа буквально требует от Иисуса вновь накормить её. Находятся среди настойчивых просителей знатоки истории — они вспоминают, как пророк Моисей в пустыне сорок лет питал народ иудейский манной — особым хлебом, который каждое утро падал с неба в виде крупинок или града. Маленький кусочек манны насыщал человека, восполнял его силы. Иудеи правомерно считали манну пищей, принадлежащей сразу двум реальностям — небесной и земной. Современники Христа увидели сходное чудо — пять маленьких хлебов, прошедшие через Его руки, отказывались заканчиваться, смогли насытить огромное количество людей. Но Иисус, как всегда, отказывается идти на поводу у толпы. Вместо земного хлеба Он предлагает собравшимся задуматься о хлебе небесном. Под которым подразумевает Себя Самого. Христос говорит прямо: «Я — хлеб, сшедший с небес». Сын Божий подобно манне принадлежит сразу двум реальностям: Он одновременно — и Сын Божий, и Сын Девы. Манна насыщала древних иудеев не только в физическом смысле. Она укрепляла духовные и душевные силы. Христос установил таинство Евхаристии, в котором Тело и Кровь Спасителя подаются христианам под видом хлеба и вина. Евхаристия питает наши тела, укрепляет наши души. Она же становится способом нашего единения со Христом, а через Него с Богом Отцом. Спаситель прямо указывает, что реальность Царства Небесного не принадлежит только Ему одному. Это Царство Святой Троицы — Отца, Сына и Духа Святого — пребывающей в вечной и чистейшей любви. Частью этой реальности способен стать тот, кто по средством благодати Святого Духа, приняв учение Сына Божьего Иисуса Христа, устремит свои силы на встречу Небесному Отцу.