Евангелие от Иоанна, Глава 4, стихи 46-54
Гарри Гудини — один из самых известных в истории фокусников. Какие только трюки не показывал в течение жизни этот иллюзионист! Однажды он был подвешен в мешке к карнизу небоскрёба, но успешно освободился. В другой раз прошёл на глазах множества зрителей через кирпичную стену. Во время тура по Европе в 1900 г. Гудини поразил Лондон номером «Исчезновение живого слона». Во время гастролей по России в 1908 году Гудини демонстрировал самоосвобождение из камеры смертников в Бутырской тюрьме и Петропавловской крепости. Интересно, что ближе к концу жизни фокусник много времени стал уделять разоблачению разного рода шарлатанов, в частности спиритистов и медиумов. По этой причине у Гудини произошел разрыв дружеских отношений с писателем Артуром Конан Дойлем. Автор романов о Шерлоке Холмсе сам был большим любителем общения с духами. А его супруга и вовсе зарабатывала неплохие деньги, организуя спиритические сеансы. Гудини подобная деятельность возмущала до глубины души. Сам он, безусловно, считал свои фокусные номера искусством, но не претендовал на то, чтобы обладать мистическими способностями. Впрочем, между артистической деятельностью Гудини и спиритизмом имеется одна общая черта. И то, и другое требует зрителей. Без зрителей подобные вещи существовать не могут.
Сегодняшнее евангельское чтение позволяет нам провести четкую границу между чудесами Христа, с одной стороны, и фокусами, а также псевдомистическим актами, с другой. В городе Капернаум за помощью к Спасителю обращается некий царедворец — скорее всего приближенный Ирода Антипы. Вельможа просит Иисуса исцелить сына, находившегося при смерти. Христос довольно жестко отвечает царедворцу: «вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес». Но эти слова были обращены не к нему лично, а к сословию знатных и образованных иудеев, желавших от Спасителя впечатляющих, но по сути пустых фокусов. Вельможа оказывается иным. Он смиренно просит Христа: «Господи! приди, пока не умер сын мой». Выясняется, что царедворцу не нужны показные чудеса, он склоняется перед Спасителем, смиренно ждет от Него помощи. И тут же ее получает. Иисус отсылает вельможу домой, говоря, что исцеление уже состоялось. И вновь мы видим удивительный пример смирения. Царедворец не настаивает больше на своей просьбе. Он доверяется Христу и устремляется домой. По пути вельможа получает радостную весть — сын здоров! Болезнь оставила его в тот самый момент, когда об этом сказал Спаситель.
Бог, о Котором говорит нам Евангелие, совсем не похож на фокусника, спиритиста, любителя грандиозных представлений. Поступки Господа — дела любви, которые не требуют рекламы, восхищенных вздохов, толп фанатов. Истинное чудо всегда адресно и всегда практично — оно ответ на нашу просьбу, мольбу, боль. Это всегда акт милосердия. При этом, Бога нельзя принудить, заставить действовать, шантажировать, поставив в безвыходную ситуацию. Его действие всегда свободно, полно достоинства. Ведь Бог не специалист из сферы обслуживания. Каждый Его шаг одновременно и помощь, и вопрос — кто мы такие и для чего Он нам нужен? Христос откликнулся на просьбу царедворца, потому что увидел в его сердце смирение, надежду и любовь. Как кажется, условия для нашего общения с Небом стали более понятны...