Адрес: ул. Большая Ордынка, 39
Иверская икона Божией Матери – одна из самых почитаемых икон на Руси. Сама же Иверская икона названа так по имени Иверского монастыря на Святом Афоне. Чудесным образом обретенная, она до сих пор висит над вратами обители, коее место, по преданию, она сама себе и выбрала. Отсюда, кстати, и ее другое название – Вратарница.
В середине 17-го века принесены были на русскую землю несколько списков с иконы, из которых наиболее прославился список в московской часовне у Воскресенских ворот Китай-города, которые с тех пор стали зваться Иверскими воротами.
Неудивительно, что появились на Руси монастыри и храмы в честь Иверской Иконы Божией Матери.
Церковь Иверской Иконы Божией Матери, что ныне стоит на Большой Ордынке, 39, первоначально именовалась Церковью Георгия Великомученика. Известна она как деревянная с 1625 года. Спустя полвека на свои средства купец Семен Потапов поставил каменный храм.
Еще сто лет спустя, в конце века 18-го, прихожанин Иван Савинов просил позволения обновить здание Георгиевской церкви. Однако же храм так обветшал, что обновит его не получалось, и фактически здание было выстроено заново. Вот тогда-то главный храм и был освящен в честь Иверской иконы, а левый придел переосвятили во имя великомученика Георгия.
Храм завершили в 1802 году, и в это же время сюда перенесли список с Иверской иконы, который был заместительным у известного образа из Иверской часовни у Воскресенских ворот. Этот заместительный список выставляли вместо основного образа в этой часовне, когда основной брался для совершения крестных ходов, или для поклонений и молитв выставляли его в храмах и монастырях Москвы и России.
С тех самых пор комплекс церкви Иверской иконы Божией Матери считается одним из лучших образцов московского классицизма конца XVIII- начала XIX веков.
Храм закрыли в 1929 году. Снесли главу и колокольню, а само здание использовали для различных, далеких от церковных нужд. Одно время в здание даже размещался кинотеатр.
Реставрационные работы начались лишь в 1990 году. А открылся храм в 1994-м.
Контакты: храма Иверской иконы Божьей Матери на Всполье
Адрес: ул. Большая Ордынка, 39
Ближайшие станции метро:
Полянка (400 м)
Третьяковская (460 м)
Третьяковская (550 м)
Адрес сайта: http://vratarnica.ru/
Схема проезда:
9 ноября. О жизни святой праведной Ольги Аляскинской

30 октября 2025 года Постановлением Священного Синода в месяцеслов Русской Православной Церкви включено имя святой праведной Ольги Аляскинской, ранее канонизированной Американской Православной Церковью, с определением празднования её памяти 9 ноября по новому стилю.
О жизни святой праведной Ольги Аляскинской — протоиерей Игорь Филяновский.
Святая праведная матушка Ольга родилась в 1916 году в посёлке Куитлук на Аляске в эскимосской семье. В русской православной миссии девочку крестили с именем Ольга. С детства она ходила в церковь и, по свидетельству современников, знала наизусть многие службы.
Когда выросла, то вышла замуж за Николая Майкла. Он работал почтальоном и содержал небольшой магазинчик в их поселке. Николай был далёк от церкви, но под влиянием жены воцерковился, стал чтецом, окончил семинарию святого Германа Аляскинского и был рукоположен в священники Свято-Никольского храма своего родного посёлка.
А матушка Ольга растила детей, у них с отцом Николаем их 13, но только 8 дожили до совершеннолетия. Детская смертность на Аляске, к сожалению, в те годы была очень высокая.
Но матушка Ольга не только поднимала своих детей, но и заботилась о своих односельчанах. Она была известна как опытная акушерка и принимала роды не только в своём посёлке, но и во всей округе.
Матушка Ольга всегда старалась помочь бедным односельчанам. Отдавала одежду своих детей, готовила еду, убирала, молилась с ними, пересказывала им Евангелие. Особенно она заботилась о женщинах, переживших домашнее насилие. К сожалению, в эскимосских семьях тех лет это было нередко.
За неустанную помощь ближним матушку Ольгу называли новой праведной Тавифой. Она скончалась в 1979 году. Почти сразу же возникло её местное почитание. Известно много её икон, где она изображена с тазом воды и полотенцем — такими атрибутами акушерки.
Прославление матушки Ольги в 2023 году стало важным духовным событием не только для православной церкви в Америке, но и для всего православного мира.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 ноября. О разрушительной природе зла и милости Божьей
В 8-й главе Евангелия от Луки есть рассказ об изгнании бесов из гадаринского бесноватого, в котором звучат слова о Христе: «На горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им».
О разрушительной природе зла и милости Божьей — священник Родион Петриков.
В данном эпизоде гибель свиней обнажает разрушительную суть бесов. Они несут смерть всему, к чему прикасаются. Святой Иоанн Златоуст пишет так, что Бог попускает злу явить свою природу, чтобы человек свободно избрал добро.
Второе — жертва во имя человека. Две тысячи свиней — это огромная ценность. Даже сегодня это практически целый агрокомплекс. Но Христос показал, что жизнь одного человека, одной души, дороже всех стад мира. И тут нельзя не вспомнить Его другие слова: «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душу свою погубит?»
Наконец, третье — это шоковая терапия для совести, педагогика шока. Люди, увидев чудо, испугались и просили Христа уйти. Почему же? А потому что и сердца цеплялись за земное. Гибель стада — это призыв очнуться. Когда вы гоните Бога, вы остаётесь с бесами и последствующим разорением.
Итак, главный урок, можно сказать, такой: Бог — это не маг, который исполняет наши капризы. Он — врач, готовый на радикальные меры, чтобы спасти нас для вечности. Доверимся Ему, даже когда Его пути кажутся странными. «Ибо Мои мысли — не ваши мысли», — сказано через пророка Исаию.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 ноября. О знаках страданий Господа на теле апостола Павла как победе над грехом

В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моём».
О знаках страданий Господа на теле апостола как победе над грехом — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Чтобы лучше понять, о каких язвах идёт речь, обратимся к чину монашеского пострига. Возлагая на тело новопостриженного параман — плат с изображением орудий казни Господа Иисуса Христа — и крест, игумен поясняет, что монах будет носить эти знаки страданий Господа во всегдашнее напоминание о поношении, уничижении, оплевании, ранах, распятии и смерти Спасителя, которые Бог добровольно претерпел ради нашего спасения.
Апостол Павел, откликаясь любовью ко Христу за спасение его от заблуждений и фарисейства, за избрание его Божьим посланником и проповедником христианской веры, добровольно претерпел страдания за имя Господне, назвав их Христовыми язвами. Он без гнева переносил избиения палками и камнями, его топили в море, бичевали, гнали из одного города в другой, обманывали, предавали, он терпел жажду, холод, голод и зной.
Обращаясь к галатам, апостол Павел не жалуется, как ему тяжело, а наоборот, хвалится этими страданиями, словно это знаки боевого отличия, награды за победу, за верность своему долгу и Господу Иисусу Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема








