
В 2019-м году в русской словесности произошло удивительное, на мой взгляд, событие. Один из самых начитанных, вдумчивых и горячих литературных критиков, — Валерия Пустовая, — выпустила в свет свою первую книгу прозы.
Четыре сотни страниц под названием «Ода радости».
Как точно сказано в аннотации: «...история без вымысла. Предельно личное, документальное свидетельство об одновременном проживании смерти и материнства»...
А в предисловии от автора, где почти каждое предложение — это новый абзац (что делает вступление похожим на стихи), Валерия пишет, что в книге — цитирую — «...много мелочей, но нет случайностей. / В ней два солнца, но жизнь одна. / Я хочу рассказать вам не об утрате и даре, не о горе и счастье. / А о том, как не сумела их разделить...» Конец цитаты.
Из жизни уходила от тяжкой болезни любимая мама. И в эти же дни-недели у дочери этой мамы нарождался долгожданный первенец. Вот оно как бывает.
Дадим слово автору. Валерия Пустовая читает из первой части своей «Оды радости»; из части под названием «Одна». Главка — «Утро утраты».
Сразу подскажу, что в оборотах «Его дети» и «Его любви», — местоимения написаны, разумеется, с прописной. Речь о Спасителе...
«...И прибавление, и утрата, и возвышение, и казнь, и жизнь, и смерть — это дети, Его дети, равно и одновременно врученные моему попечению.
Нет, в Его любви к нам не видно жалости, в нее не уткнешься поплакать, как в мамино мягкое тепло, обернутое байкой зимнего халата. Он не оставит доспать. Христос завершает исцеление словом „Иди“. Утрата — это когда ничего не остается, кроме как встать и идти и жить вперед и дальше, потому что все, что было, выплеснуто поганым ведром в ледяную яму вещей и отношений, которым от века положен предел меньше века.
Божья любовь не нежит, а нудит. Она не о том, чего бы мне хотелось, а о том, с чем я могу сейчас справиться. За это трудно почувствовать настоящую, слёзную благодарность. Но легче подтянуться, встать и пойти. Исцеленным от прошлого, с нуля начавшим жить, до новизны вычищенным человеком».
Отрывок из книги «Ода радости» нам читала её автор — Валерия Пустовая.
В популярной сетевой энциклопедии, в статье о Пустовой помещён фрагмент её интервью. Давайте я прочитаю первое предложение из него и пусть вас не смутит интеллектуальная насыщенность слов о профессии литературного критика. Итак: «Человек, выносящий приговор искусству, сам должен развивать в себе мировосприятие духовное (поднявшееся над видимостью), живое (открытое и развивающееся), цельное (умеющее находить соответствие между единой сутью и многообразными формами, способами её проявления)...» Конец цитаты.
Вы слышали? Духовное мировосприятие. Пустовая — христианка. И отсвет её веры лежит не только здесь, в «Оде радости» (тут этому посвящены десятки страниц), но — и во многих её статьях, что мне, как читателю, тоже очень важно.
Признаюсь: книга «Ода радости» оказалась для меня — в определённый момент собственной жизни — некоторым, как иногда говорят, антидотом, утешением...
Даже не стану говорить, трудный это был момент или счастливый. Мне просто очень хочется, чтобы книга писательницы Валерии Пустовой — досталась как можно большему числу отзывчивых читателей. А других — я у неё — и представить, честно говоря, не могу. Ещё добавлю, что «Ода радости» мягко и ненавязчиво учит нас думать о благодарности за каждый прожитый день. Горестный ли, счастливый ли.
«Пополнение»

Фото: PxHere
Как-то ранним утром я решила искупаться в реке, что недалеко от нашей дачи — взбодриться, пока дети спят. Дорога проходит мимо лодочной станции, где живёт одноглазый ротвейлер по кличке Джеки.
Приблизилась к его будке, и заметила, что пёс там не один. С ним ещё три его уменьшенные копии — щенята. «Интересно, а где мама малышей?» — задалась я вопросом, но подходить ближе не решилась.
Прошла мимо, поплавала в прохладной реке и скорее домой — сообщить детям хорошую новость.
— Представляете, Джеки стал папой, — радостно произнесла я, когда вошла в дом и увидела, что дети уже проснулись.
— В смысле? — ответили в унисон мои десятилетняя дочь и двенадцатилетний сын, — Ты хотела сказать: «Стала мамой»?
Немая пауза и взрыв детского хохота.
— Мама! Ты столько лет ходишь мимо лодочной станции, но всё это время думала, что Джеки — мальчик? — уточнил сын, едва сдерживая смех.
— Ладно, — ответила я, краснея. — Новость-то всё равно хорошая. Не хотите сходить — посмотреть на щенят?
Дети с радостью согласились. И когда пришли на место, хозяин Джеки — сторож лодочной станции — предложил нам забрать одного щенка. Для остальных он уже нашёл хозяев.
Так в нашей семье случилось пополнение. Мы назвали его Чарли. Теперь, когда я возвращаюсь домой с работы, он встречает меня с тапками в зубах. Эта его привычка здорово отвлекает от мирских забот и суеты. И ещё я заметила, что рядом с ним муж и дети стали мягче и терпимее.
Текст Клим Палеха читает Алёна Сергеева
Все выпуски программы Утро в прозе
24 июня. О страшных днях начала Великой Отечественной войны

22 июня, в праздник Всех святых, в земле Русской просиявших, и в 84-ю годовщину начала Великой Отечественной войны, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил храм священномученика Власия Севастийского, в Старой Конюшенной Слободе в Москве.
По окончании Божественной литургии в новоосвященном храме Святейший Патриарх говорил о страшных днях начала Великой Отечественной войны и нашей победе.
Начались эти первые дни страшной войны. Просто каток прокатился по европейской части России. Дошли до Питера, тогдашнего Ленинграда, дошли до Москвы и вышли к берегам Волги. Ну и что? Победили-то мы.
И вот если эту победу только относить за счёт способности полководцев, которые, несомненно, внесли огромный вклад в победу, если это относить только за счёт мужества народа, хотя мужество сыграло огромную роль в победе, но если упустить из этого анализа непостижимое: нашу победу над многократно превосходящим нас противником, то всёэто выглядело как Божье чудо. Господь с нами. И с нами Он не потому, что мы такие благочестивые, такие мудрые, такие просвещённые, но потому, что за нами великий сонм святых людей, в земле нашей просиявших, великий сонм мучеников, исповедников, которые кровью своей запечатлели верность Господу и Церкви. А разве эта жертва могла пройти мимо очей Божьих?
Вот ответ на всё на это — и победы, и изменения просто чудесные, изменения всего строя жизни нашего народа и нашей страны. Вот говорю о том и говорю так, чтобы никто не забывал прошлого, чтобы у каждого из нас хватало сил благодарить Господа за настоящее, чтобы в какой-то трудный момент нашей личной жизни или сомнений в том, что что-то так или не так происходит в стране, взирая на этот исторический опыт, сказать: «Слава Тебе, Господи, за всё!» И этими словами не только благодарить Бога за настоящее, но благодарить Его за весь тот тяжелейший исторический путь, который прошла наша страна и наша Церковь.
Ну а мы, люди XXI века, родившиеся в благополучное время, живущие пока, надеюсь, в благополучное время, посещающие храмы, мы должны молиться за себя и за наше предшествующее поколение, за наш благочестивый народ, который, несмотря ни на что, сохранился как православный народ, и Церковь, наша мученица-исповедница, сохранилась и сохраняет способность осуществлять свою спасительную миссию среди наших людей.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 июня. О личности Патриарха Филарета

Сегодня 24 июня. В этот день в 1619 году митрополит Филарет, долгое время находившийся в польском плену, возведён в Патриархи Всея Руси.
О личности Патриарха Филарета — протоиерей Михаил Самохин.
В 21 февраля 1613 года, в Неделю православия, был избран на царство Михаил Фёдорович, первый царь из династии Романовых, сын митрополита Филарета.2 мая он торжественно вошёл в Москву и вступил на царский престол.
Одной из главных забот царя Михаила Фёдоровича с самого избрания его было освобождение из плена своего отца, митрополита Филарета. Только через два года переговоры действительно начались, но не привели к желанной цели, и ещё через три года, к концу 1618 года, они закончились заключением перемирия. Обмен пленными последовал только 1 июня 1619 года. Таким образом, митрополит Филарет пробыл в плену 8 лет, полтора месяца и два дня. Этот плен чрезвычайно возвысил его в глазах всех сынов России. На него смотрели как на мученика, пострадавшего за Отечество и Православие.
14 июня 1619 года Москва встречала митрополита Филарета. Столица торжествовала, а уже через 10 дней совершилось поставление митрополита Филарета в Патриарха Московского и всея Руси. Торжественное поставление совершили в Успенском соборе Московского Кремля иерусалимский Патриарх Феофан и русские иерархи.
Как отец юного царя и человек государственного ума и опыта, он пользовался большим авторитетом и влиянием. С его именем связаны государственные и дворцовые события, происходившие в Москве с 1619 по 1633 год. Он был истинным представителем окрепшей, его трудами, государственной власти и устроителем государственного порядка. По инициативе Патриарха Филарета была проведена перепись населения. Он в делах церковных всячески поддерживал чистоту православия и продолжил исправление церковных книг.
После тяжелых лет смуты Русское государство и Церковь оправились и смогли продолжить самостоятельное существование. Роль личности святителя Филарета в сохранении нашего Отечества в сложный момент трудно переоценить.
Святителю отче Филарете, моли Бога о нас!
Все выпуски программы Актуальная тема