— Хьюстон, приём. Это исследователь Райан Стоун, я нахожусь на МКС. Связь с командиром корабля лейтенантом Ковальски утеряна. Думаю, что я, Райан Стоун, единственная выжившая из миссии СТС 157.
Такое сообщение поступило однажды в американский Центр управления полётами. Правда, происходило это не в реальности, а в кино — только что прозвучал фрагмент из фильма «Гравитация» режиссёра Альфонсо Куарона. Картина вышла в 2013 году и произвела впечатление как на зрителей, так и на критиков. Она получила 7 кинопремий «Оскар», а знаменитый режиссёр Джеймс Кэмерон, создатель «Титаника» и «Аватара» назвал её лучшей кинолентой о космосе в истории кино. «Гравитация» — захватывающий, остросюжетный и очень глубокий фильм. При этом задействованы в нём всего два актёра: Сандра Буллок — она сыграла астронавта-исследователя Райан Стоун, и Джордж Клуни, который воплотил образ командира космической экспедиции, лейтенанта Мэтта Ковальски. Стоит отметить, что атмосфера фильма — необычная, эмоциональная — по сути, заслуга актёрского таланта Сандры Буллок. Герой Клуни, командир Мэтт Ковальски, погибает практически в самом начале фильма. Он жертвует собой ради спасения напарницы. И дальше мы видим на экране только астронавта Стоун. Наблюдаем за напряжённой борьбой героини: с последствиями катастрофы, когда разрушается шаттл, в котором космонавты прибыли на орбиту; с Космосом, перед бесконечностью и законами которого человек подобен песчинке; а главное — с самой собой. Пожалуй, нет смысла подробно описывать, что пришлось пережить героине после того, как корабль был уничтожен, а связь с Землёй потеряна, и говорить о том, сколько раз она находилась на волосок от смерти. Казалось, выжить и вернуться на Землю может помочь, разве что, чудо. И оно... происходит! Происходит именно тогда, когда героиня понимает, что рассчитывать лишь на собственные силы бесполезно. Но кто может ей помочь посреди бескрайнего Космоса? Разве что только Тот, кто этот Космос... создал!
Перед лицом, казалось бы, неминуемой гибели, Райан Стоун вдруг осознаёт, что остро нуждается в молитве! Об этом она прямо говорит в одном из эпизодов, когда тщетно пытается выйти на связь с Центром управления полётами, но ловит лишь волну какого-то радиолюбителя, ни слова не понимающего по-английски, и обращается к нему:
— Я знаю, мы все умрём. Ничего не поделаешь. А я умру сегодня. Мне очень страшно. Никто не заплачет по мне, никто за меня не помолится. Ты поплачешь обо мне? Может, помолишься за меня. Или уже поздно? В смысле, я бы сама, но я никогда в жизни не молилась. Меня никто не учил. Меня никто не учил...
Интересно, что слова про молитву Райан Стоун произносит, находясь на борту российского космического аппарата «Союз». Невероятными усилиями и почти чудесным образом героиня сумела попасть туда после разрушения шаттла. В нескольких эпизодах мы видим закреплённую над иллюминатором православную икону. Можно даже разобрать, что на ней изображён святой Христофор — покровитель путешественников. Такую вот любопытную и, думается, говорящую отсылку сделал режиссёр Альфонсо Куарон. Да и внезапное появление на «Союзе» командира Мэтта Ковальски, тоже оказывается далеко не просто эффектным сюжетным ходом. Такое ощущение, что его появление — ответ Бога, посланный Райн в ответ на её стремление к молитве. В этом эпизоде, который производит очень сильное впечатление, Мэтт произносит важные, спасительные для героини слова:
— Можно отключить все системы. Выключить свет, закрыть глаза и забыть про всех. Райан, тебе надо решить, что дальше. Если ты готова продолжать, значит, привыкай жить с этим. Откинься в кресле и насладись поездкой. Потом упрёшься ногами в землю и начнёшь жить.
«Гравитацию» Альфонсо Куарона называют фильмом-катастрофой. А я бы сказал, что это, прежде всего, фильм-надежда: о том, что мы не одиноки во Вселенной. В том смысле, что Бог всегда рядом и слышит даже самый тихий наш зов.
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов». Интересно, что при определённом толковании приведённый девиз полностью соответствует христианскому вероучению. Не верите? Давайте проверим, обратившись к шестой главе послания апостола Павла к римлянам. Отрывок из данной главы читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Прозвучавшие строки апостол Павел первоначально адресовал христианской общине Рима. Эта поместная церковь появилась без прямого апостольского участия, зародившись как бы «снизу» — благодаря деятельности принявших Христа представителей местной иудейской диаспоры. Затем к евреям-христианам стали присоединяться представители иных народностей. Так в Риме сложилась самобытная община, то жившая мирно, то испытывавшая гонения со стороны язычников.
Укрепляя и утешая римских христиан, апостол Павел напоминает им, в чём состоит суть таинства крещения. Во время крещения мы внутренне умираем для грехов мира. Вместе с пороками мы хороним прежнюю жизнь с её ошибками и промахами. Получается, что в крещении мы уже умерли и таинственно воскресли со Христом. Эти изменения, конечно, имеют преимущественно внутренний, незаметный физическому взору, характер. Однако дар вечной жизни, основанный на смерти и воскресении Спасителя, в нас есть. Он, как некий зачаток, ждёт своего времени, чтобы раскрыться и проявить себя полностью. Дадим ли мы этому семени благодати прорасти, зависит он нас.
Апостол Павел напоминает римским христианам, что смерти бояться не стоит, так как они уже умерли и воскресли в крещении. А то, что умерло, снова умереть не может. Кончина же тела предполагает лишь переход в иное состояние. Для искреннего христианина — в место или состояние, тут сложно подобрать определение, где нет уже боли и страданий. Это место-состояние зовётся раем, он является нашей духовной родиной. Той целью, ради которой мы были однажды приведены в этот мир.
Прозвучавший отрывок из послания к Римлянам не случайно читается именно сегодня — накануне наступления праздника Пасхи. В древности в этот день совершалось крещение оглашённых — людей, которые в течение года или даже большего срока готовились к принятию таинства. Крещение не совершалось, как это принято сейчас, в каком-то тесном кругу родственников и друзей. Оглашённых крестили в присутствии всей общины и вместе с крестящимися христиане повторяли крещальные обеты. То есть обещания — отвергнуть зло и быть верными Христу, умереть для тьмы и ожить для света благодати Божией.
Да. В наши дни подобной традиции не существует. Но через чтение из послания к Римлянам Церковь напоминает нам, что во Христе состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отца Небесного. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но слова Писания дают нам светлую надежду на то, что вслед за уже увиденной реальностью Голгофской жертвы Христа для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи нуждающимся людям. Когда-то Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, в преддверии Пасхи объявляла сбор для бедных детей, а во время Первой Мировой войны и для раненых воинов. По всей Москве проходили Пасхальные базары, на которых можно было сделать пожертвование и получить небольшой подарок — красное яичко.
Сегодня обитель милосердия продолжает помогать нуждающимся — это малоимущие семьи, люди с инвалидностью и пожилые. Среди них — одинокий пенсионер Степан Григорьевич. Ещё пару лет назад он работал, имел стабильный доход, который позволял ему снимать жилье и даже делать небольшие накопления. Но после двух инсультов мужчина потерял возможность трудиться. Степан Григорьевич плохо разговаривает, ему тяжело ходить. Пенсии мужчине едва хватает на жизнь. В Марфо-Мариинской обители он получает продуктовые наборы, что хоть немного облегчает его финансовое положение.
Каждый месяц за помощью сюда обращаются более 1000 человек. Чтобы поддержать подопечных сотрудники обители милосердия, по примеру княгини Елизаветы Фёдоровны, организуют пасхальную акцию. Стать её участником просто — достаточно перейти на сайт акции «Красное яичко»: easter-obitelmiloserdiya.ru и сделать любой благотворительный взнос. Каждый участник получит в подарок электронную красивую пасхальную открытку, которую можно охранить себе, а затем разослать родным и друзьям. Таким образом у вас будет возможность стать участником большого доброго дела и поздравить близких с Пасхой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков.
Разговор шел о значении последних дней Страстной Седмицы, о Воскресении Христовом и о праздничных традициях пасхальных дней, а также о ежегодном московском фестивале «Пасхальный дар».