
— Хьюстон, приём. Это исследователь Райан Стоун, я нахожусь на МКС. Связь с командиром корабля лейтенантом Ковальски утеряна. Думаю, что я, Райан Стоун, единственная выжившая из миссии СТС 157.
Такое сообщение поступило однажды в американский Центр управления полётами. Правда, происходило это не в реальности, а в кино — только что прозвучал фрагмент из фильма «Гравитация» режиссёра Альфонсо Куарона. Картина вышла в 2013 году и произвела впечатление как на зрителей, так и на критиков. Она получила 7 кинопремий «Оскар», а знаменитый режиссёр Джеймс Кэмерон, создатель «Титаника» и «Аватара» назвал её лучшей кинолентой о космосе в истории кино. «Гравитация» — захватывающий, остросюжетный и очень глубокий фильм. При этом задействованы в нём всего два актёра: Сандра Буллок — она сыграла астронавта-исследователя Райан Стоун, и Джордж Клуни, который воплотил образ командира космической экспедиции, лейтенанта Мэтта Ковальски. Стоит отметить, что атмосфера фильма — необычная, эмоциональная — по сути, заслуга актёрского таланта Сандры Буллок. Герой Клуни, командир Мэтт Ковальски, погибает практически в самом начале фильма. Он жертвует собой ради спасения напарницы. И дальше мы видим на экране только астронавта Стоун. Наблюдаем за напряжённой борьбой героини: с последствиями катастрофы, когда разрушается шаттл, в котором космонавты прибыли на орбиту; с Космосом, перед бесконечностью и законами которого человек подобен песчинке; а главное — с самой собой. Пожалуй, нет смысла подробно описывать, что пришлось пережить героине после того, как корабль был уничтожен, а связь с Землёй потеряна, и говорить о том, сколько раз она находилась на волосок от смерти. Казалось, выжить и вернуться на Землю может помочь, разве что, чудо. И оно... происходит! Происходит именно тогда, когда героиня понимает, что рассчитывать лишь на собственные силы бесполезно. Но кто может ей помочь посреди бескрайнего Космоса? Разве что только Тот, кто этот Космос... создал!
Перед лицом, казалось бы, неминуемой гибели, Райан Стоун вдруг осознаёт, что остро нуждается в молитве! Об этом она прямо говорит в одном из эпизодов, когда тщетно пытается выйти на связь с Центром управления полётами, но ловит лишь волну какого-то радиолюбителя, ни слова не понимающего по-английски, и обращается к нему:
— Я знаю, мы все умрём. Ничего не поделаешь. А я умру сегодня. Мне очень страшно. Никто не заплачет по мне, никто за меня не помолится. Ты поплачешь обо мне? Может, помолишься за меня. Или уже поздно? В смысле, я бы сама, но я никогда в жизни не молилась. Меня никто не учил. Меня никто не учил...
Интересно, что слова про молитву Райан Стоун произносит, находясь на борту российского космического аппарата «Союз». Невероятными усилиями и почти чудесным образом героиня сумела попасть туда после разрушения шаттла. В нескольких эпизодах мы видим закреплённую над иллюминатором православную икону. Можно даже разобрать, что на ней изображён святой Христофор — покровитель путешественников. Такую вот любопытную и, думается, говорящую отсылку сделал режиссёр Альфонсо Куарон. Да и внезапное появление на «Союзе» командира Мэтта Ковальски, тоже оказывается далеко не просто эффектным сюжетным ходом. Такое ощущение, что его появление — ответ Бога, посланный Райн в ответ на её стремление к молитве. В этом эпизоде, который производит очень сильное впечатление, Мэтт произносит важные, спасительные для героини слова:
— Можно отключить все системы. Выключить свет, закрыть глаза и забыть про всех. Райан, тебе надо решить, что дальше. Если ты готова продолжать, значит, привыкай жить с этим. Откинься в кресле и насладись поездкой. Потом упрёшься ногами в землю и начнёшь жить.
«Гравитацию» Альфонсо Куарона называют фильмом-катастрофой. А я бы сказал, что это, прежде всего, фильм-надежда: о том, что мы не одиноки во Вселенной. В том смысле, что Бог всегда рядом и слышит даже самый тихий наш зов.
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема