Евангелие от Иоанна, Глава 1, стихи 18-28. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 1, стихи 18-28

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Если мы откроем церковный календарь на одной из тех страниц, на которых упоминается Христов Креститель Иоанн, то прочитаем там такие слова: «честной славный Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн». Церковь называет этого человека Пророком. Причем «Пророком» с большой буквы.

Но сегодняшний евангельский отрывок доносит до нас нечто странное: на прямой вопрос посланных из Иерусалима священников и левитов о том, является ли Иоанн пророком, Иоанн ответил кратко: «Нет». Здесь возникает закономерный вопрос: что нам дает право называть его Пророком, если он сам говорил о себе лишь то, что он «глас вопиющего в пустыне»?

Ответов на этот вопрос может быть несколько.

Один из них опирается на то, что в свое время Моисей произнес фразу, которую книга Второзаконие зафиксировала в таком виде: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, — Его слушайте» (Втор. 18:15). Моисей сказал эти слова, обращаясь к народу Израиля. Традиционно толкователи относят слова Моисея ко Христу — Он тот Пророк, которого воздвигнет Бог из среды народа. Это дало право, к примеру, святителю Иоанну Златоусту, полагать, что Иоанн Предтеча, отвечая на вопрос священников и левитов, подразумевал слова Моисея и своим ответом еще раз подтвердил, что он не Христос.

Другое объяснение странного ответа Иоанна дает святитель Григорий Двоеслов. По его мнению, Иоанн не пророк в обычном смысле этого слова. Пророки могли лишь предрекать пришествие Христа, они могли видеть Его где-то вдали, говорить о нем метафорами той или иной степени точности, тогда как Иоанн не делал ничего подобного, но он указал на Христа, Предтеча видел Его лицом к лицу, общался с Ним. Это, по мнению святителя Григория, делает Иоанна выше всех ветхозаветных пророков и дает нам право именовать его Пророком с большой буквы.

Но есть и еще одно объяснение. Самое простое и крайне приземленное. То, что мы сами говорим о себе и то, что говорят о нас другие люди, совпадает крайне редко. Как в отрицательном, так и в положительном смысле. Пророк — это не профессия и не род занятий. Это высокое звание, которое дает Бог. Точно также, как и другие чины святости — не то, о чем можно говорить при жизни того или иного святого. К примеру, никто из священномучеников или же преподобных при своей жизни не согласился бы с таким к себе обращением.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!