Книга пророка Ионы, Глава 1, стихи 1-16, Глава 2, стихи 1-11, Глава 3, стихи 1-10, Глава 4, стихи 1-11. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга пророка Ионы, Глава 1, стихи 1-16

Книга пророка Ионы, Глава 2, стихи 1-11

Книга пророка Ионы, Глава 3, стихи 1-10

Книга пророка Ионы, Глава 4, стихи 1-11

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Как известно одним из следствий грехопадения было искажение человеческих отношений. Задуманы они были как отношения любви, но стали враждой и соперничеством. Долгий путь, которым Бог вел человечество к спасению предполагал постепенное изменение, от вражды люди должны были перейти к тому, чтобы научиться любить, сначала своих соплеменников, а потом и всякого человека. Тому, кто читает Ветхий Завет может показаться, что все его заповеди призывают любить лишь тех, кто близок тебе по крови. На самом же деле, как в законе, так и особенно в пророческой литературе тема любви ко всем вообще встречается довольно часто. Причем чаще в контексте просветительской миссии Израиля, который должен было научить остальные народы поклонению единому Богу. Тем более подобные отношения проповедовались Христом во время Его земной жизни.

Сейчас мы услышали несколько отрывков из книги пророка Ионы. За время поста мы привыкли к тому, что большинство чтений посвящены научению оглашаемых. Однако к чтениям Великой Субботы это отношения не имеет, так как оглашенные этих паремий не слышали — их в это время крестили. Значит паремии подобраны таким образом чтобы нечто важное сообщить тем, кто уже является членом Церкви, не только стремится жить, но и живет в полноте христианской традиции.

Конечно, первое что приходит на ум, когда мы слышим историю Ионы — это его трехдневное пребывание внутри огромной рыбы, которая по повелению Божиему проглотила его и по тому же повелению, выпустила обратно. Сам Христос в одном из Евангелий говорил, что людям, которые требуют от Него знамений не будет дано ничего, кроме знамения пророка Ионы. Несомненно, этот сюжет был пророческим и подобные параллели в Священном Писании чрезвычайно ценны, но если бы цель была только в нем, мы не услышали бы практически всю книгу. Это значит, что нечто ценное для христиан есть во всей истории, которая произошла с Ионой.

Итак, Иона благочестивый человек. Он верит в Бога, но отказывается Ему подчиняться. Получая прямое благословение идти в Ниевию, он убегает от повеления Божьего в Фарсис, так как не хочет покаяния ниневитян. Удивительный на первый взгляд поступок, особенно для блигочестивого человека, при внимательном прочтении оказывается вполне обычным, человеческим. Для того, чтобы чувствовать себя хорошим или по крайней мере нормальным, человеку нередко требуется враг, тот, кто будет явно хуже него. И это характерно не только для Ионы, но и для многих людей вообще. Почвой для этого может быть религия, культура, политика или что угодно еще.

Но это, конечно, неправильно, и поэтому Бог не оставляет Иону. Причем, как это характерно для Ветхого Завета, пророку не приходится выбирать, он должен возвещать волю Божию, а не следовать своим желаниям или тому, что кажется ему верным. Корабль, на котором плывет Иона попадет в шторм, который успокаивается как только пророка бросают за борт. Примечательно, что язычники, которые управляют кораблем не хотят губить душу явно виновного перед Богом человека, они пытаются спасти его и раскаиваются в своем поступке после того, как его совершили. Автор явно показывает нам, что язычники могут быть по-своему благочестивыми и человеколюбивыми. Иона очень проникновенно молится находясь в своеобразном плену, он буквально просит избавить его от адской бездны, что тоже выглядит явной параллелью со спасительным сошествием Богочеловека в преисподнюю. Наконец Иона на свободе и отправляется в Ниневию. Однако, согласившись проповедовать в этом огромном по тем временам городе, Иона все же надеется, что его слов никто особенно слушать не будет, враги останутся врагами, а грешники грешниками… В таком случае единственным народом Божиим продолжит оставаться Израиль, а остальные будут язычниками, которых Бог в свое время покарает. Но вместо этого Ниневия, город великий — покаялся в прахе и пепле, было объявлено время строго поста и каждый должен был отвратиться от зла, что он совершал. Бедствие, которое должно было произойти не произошло и Иона оказался сильно этим расстроен. Он сразу предчувствовал, что так и произойдет и, как ни ужасно звучит, он возмущен Богом. Это может показаться абсурдным, но как часто мы сами, будучи верующими людьми, желаем грешникам наказания, а не покаяния и прощения. Бог учит Иону. Он показывает ему растение, которого тот не сажал и о котором он чрезвычайно сожалеет, когда оно гибнет. Задумавшись на этим случаем, мы понимаем, что психологически он очень правдив. И это страшная правда. Растение, которое выросло на нашем подоконнике может беспокоить нас больше, чем тысячи людей, живущих не такой жизнью как мы. С ними мы давно определились, они грешники, они сами выбрали этот путь и они погибнут. Но Бог, через книгу пророка Ионы говорит нам, что Он не таков. Что грешники Ему небезразличны… И Он не просто готов их простить, Он готов прийти и умереть за них, как и за каждого из нас.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!