Книга пророка Исайи, Глава 52, стихи 13-15
Книга пророка Исайи, Глава 53, стихи 1-12
Книга пророка Исайи, Глава 54, стихи 1
Отрывки из книги пророка Исаии, которые мы сейчас услышали читаются во время шестого часа… Как известно из Евангелия, в третий час после восхода солнца Христос был распят, в шестой же померкло солнце и Он продолжал мучительно страдать еще в течение трех часов. У людей, которые на это смотрят, в какое бы время они ни жили, рождается вопрос: в чем смысл всего происходящего? Зачем Богу это нужно?
Всю парадоксальность этих вопросов уже предощущал пророк Исаия, живший задолго до происходивших событий. Чтение начинается со слов изумления: Господи! кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? То есть смысл того, что делает Бог.
Когда-то об этом думали апостолы, сегодня об этом же думаем мы.
Много раз Учитель говорил им, что власть, которую Он им дает — это власть любви. И много раз они отказывались это понимать. Это было так естественно, ведь мы — люди — привыкли ориентироваться на внешнее, а в Нем не было ни вида ни величия, который привлекал бы к Нему. Но Тот, Кто был презираем, Тот, Кого все видели немощным и опозоренным, умирал для того, чтобы все исцелись… Начиная с Адама, мы наполняем мир злобой и соперничеством, мы в ужасе бежим от смерти и на этом пути используем всех и все, чтобы хоть как-то ее отсрочить… Когда же пришел тот, о ком говорит Исаия, люди хотели использовать и Его, но Он пошел по другой дроге, позвал их за собой, хотя многие Его не поняли.
Есть неумолимый закон, который сказывается на тех, кто ушел от Бога: грех рождает смерть. Потому что грех — это уход от источника жизни, без которого мы умираем. И вот Христос, не знающий греха, страдает на кресте, чтобы этот закон разрушить изнутри. «Наказание мира нашего на Нем», потому что ужас смерти познает Тот, Кто смерти не сотворил… Мы исцеляемся Его ранами и смертью, потому что в своей любви Он нисходит к человеку, даже до ада, до самого последнего грешника, чтобы взять его за руку и предложить вернуться на истинный путь…
Именно поэтому мы слышим такие страшные слова: «Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению». Угодно не потому, что смерть и мучения Сына хороши сами по себе, но потому, что через них человек может быть спасен. Адам — это поводырь, который выбрал слепоту и смерть, а мы и естественным образом и своим выбором последовали за ним. Христос приходит как новый Адам, для того, чтобы вывести нас к свету.
Жертва, которую Он приносит называется жертвой умилостивления. Но умилостивляется не Отец, как будто бы Он был на нас зол… Это жертвой умилостивляемся, то есть исцеляемся мы, потому что мы были злы… но получаем свободу от этой злобы… Мы больше не сводимся к ней и Бог способен вывести нас из нашего собственного ада.
Стоя у креста Христова мы видим в Нем не только умирающего страдальца, но и того, Кто сокрушил свой дух, чтобы и сокрушение нашего духа обрело силу. Дело, которое Он совершает оканчивается победой и бесплодная земля оказывается способна принести обильный плод.