Книга пророка Исайи, Глава 50, стихи 4-11
Отрывок из книги пророка Исаии, который мы только что услышали, не случайно звучит за богослужением в Страстную Пятницу. Ведь здесь содержатся предсказания о страданиях Иисуса Христа перед Его смертью на кресте. Поразительно, как точно пророк описывает страдания Спасителя за несколько веков до этих событий. Исаия обращается к своим слушателям от лица Самого Господа: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания». Детально о всех этих подробностях мы узнаем из Евангелия. Именно так издевались на Христом сначала слуги иудейского первосвященника, а затем и римские легионеры во дворе у прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Его бьют по лицу, наносят удары тростью по голове, плюют на Него. Все это сопровождается насмешками и оскорблениями. Писание говорит, что воины, имитируя атрибуты императорской власти, одели Его в багряные одежды, на голову Ему положили венок и терна, в руку дали трость и, вставая перед Ним на колени, гримасничая говорили: «радуйся, Царь Иудейский». Понтий Пилат, жена которого сжалилась над Христом, поскольку накануне ей приснился чудесный сон, просит мужа сжалиться над Праведником и отпустить его. Считается, что именно по этой причине прокуратор приказывает наказать Спасителя при помощи бичевания. Так наместник думает с одной стороны удовлетворить кровожадность толпы, с другой — вызвать у нее жалость к невинно осужденному и спасти от смерти. Следы всех этих страшных пыток запечатлелись на Туринской плащанице, которая считается погребальным саваном Иисуса Христа. Исследования показали, что Спасителю было нанесено 98 ударов плеткой с тремя концами, на каждом из которых находился стальной шарик. И это при том, что по иудейскому закону можно было нанести всего лишь 40. Но и это не помогло утолить жестокость толпы. Пилат вынужден отступить. Он умывает руки и отдает Спасителя на распятие.
И все же, несмотря на трагичность этих событий, пророк Исаия дает понять, что Мессия страдает по Своей собственной воле, свободно. Более того, в Его он вкладывает мысль о приближающемся избавлении и победе. Страдания — всего лишь этап, который Бог должен был преодолеть. Лишь так Он мог ворваться в ту область, в которой обитает главный враг человеческого рода — грех, ад и смерть. Чтобы силой Своего креста уничтожить его и вернуть человеку при помощи Своего воскресения радость жизни в Боге, Пасху Господню.