Книга пророка Захарии, Глава 11, стихи 10-13
Не надо быть глубоким знатоком Священного Писания, чтобы увидеть причину, по которой этот отрывок книги пророка Захарии читается в Великую Пятницу. Здесь пророк говорит об уплате тридцати сребреников, он говорит о той сумме, которая была дана Иуде, чтобы Он помог первосвященникам и старейшинам взять Христа под стражу. Дальнейшая судьба этих денег тоже известна, о ней повествует в своем Евангелии апостол Матфей: «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что́ нам до того? смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился. Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников» (Мф. 27:3–7).
Но было, конечно, в этом пророчестве и еще нечто, помимо практически буквального совпадения с тем, что произошло незадолго до Распятия Христа. Ранее, в тех стихах этой главы, которые не вошли в состав нынешнего богослужебного отрывка, Захария говорит о вполне обычных для пророка вещах: он упоминает различных бедствиях, которые должны постигнуть Израиль. Но несмотря на это, Бог не оставит Свой народ и пошлет ему доброго Пастыря, под которым пророк, судя по всему, подразумевает Самого Бога. Пастырь этот будет править народ двумя жезлами: «и назову один — благоволением, другой — узами» — такими словами Захария описывает эти жезлы. Далее говорится так: «истреблю трех из пастырей в один месяц» (Зах. 11:8). Мнения толкователей относительно упомянутых пророком трех пастырей разнятся, есть самое разные образы прочтения этого места книги. Но важно здесь то, что народ и после этого не проникнется благодарностью к Богу. Тридцать сребреников выступают в речи пророка в качестве иллюстрации того, насколько дешево будет оценена народом забота о нем Бога. Из Евангелия же мы знаем, что такой же суммой была оценена не только забота Бога, но и Сам Воплощенный Бог.
Нет смысла пытаться перевести тридцать сребреников в понятный нам денежный эквивалент. Проблема здесь не в сумме как таковой, а в том, что Бог и Его забота принципиально не могут быть оценены в какую бы то ни было сумму. Дело здесь даже не в том, что Бог не может иметь цены, точно также, как не могут иметь цену родители или же дети, те, кого мы любим. В отношении с Богом значительно более серьезную проблему представляет то, что все получаемое от Него мы склонны воспринимать как должное. Как то, что нам принадлежит по праву. Как нечто от нас неотъемлемое. Так бывает ровно до той секунды, пока Бог не решит самоустраниться. Или же просто как-то ограничить Свое присутствие. С этого момента начинаются проблемы, и проблемы немалые: самый наглядный пример такого рода — страдалец Иов, в истории с ним, как мы помним, Бог просто позволил диаволу делать то, что он хочет, просто убрал некоторые ограничения, не более того, но и этого хватило, чтобы жизнь Иова превратилась в самый жуткий из всех возможных кошмаров.
Богу не надо, чтобы мы Его как-то оценивали. В тридцать сребреников, в сто или еще в какую-то сумму. Через эти тексты Священного Писания Он пытается донести до нас очень простую, но крайне важную мысль, ту, которую предельно ясно выразил Господь наш Иисус Христос: «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Центральная идея всех этих текстов предельно проста: человек должен жить в присутствии Бога, а не пытаться как-то откупиться от Него.