Евангелие от Матфея, Глава 26, стихи 6-16. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 26, стихи 6-16

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок! —

Карету мне, карету!

Кто же не узнает в прозвучавших строках авторский стиль поэта и дипломата Александра Грибоедова? Реплика принадлежит Чацкому — главному герою комедии «Горе от ума». Чацкий — символ пытливого ума, критического отношения к миру и одновременно разочарованности в нем. Герой Грибоедова старается изменить реальность, которая его окружает, но каждый раз натыкается на стену непонимания. Во всяком случае, Чацкому кажется именно так. Хотя на деле молодой дворянин подчас становится жертвой собственной позиции. Не зря Грибоедов первоначально назвал свою комедию — «Горе уму». Чацкий страдает от разочарования, потому и покидает Москву. В сегодняшнем чтении речь также идёт о разочаровании. Благодаря евангельским строкам апостола Матфея мы становимся свидетелями необратимого изменения внутри одного из двенадцати апостолов. Иуда Искариотский принимает окончательное решение предать своего Учителя. Этому предшествует эпизод, произошедший в доме некоего Симона — прокаженного, исцеленного ранее Христом. В дом к Симону приходит женщина, которая в ином Евангелии прямо именуется грешницей. В западной христианской традиции сложилось представление, что это была Мария Магдалина. Православное предание не имеет на данный счет такого определенного мнения. Но важен сам факт, что в дом, где гостил Христос с учениками по сути врывается женщина с сомнительной репутацией. Она приносит с собой запечатанный алавастровый сосуд с ароматическим маслом. Такие сосуды иудеи никогда не распечатывали — нардовое благовоние было очень дорогим. Его приятный запах просачивался сквозь пористые стенки сосуда, сделанного из алавастра — разновидность известняка. Пришедшая ко Спасителю грешница совершает решительный поступок — она откупоривает крышку и все присутствующие застывают от удивления. Подобной растраты апостолы еще не видели. Драгоценным маслом женщина помазывает голову Иисуса. Христос успокаивает учеников и говорит, что этот жест предваряет Его казнь и погребальные обычаи. В этот момент и свершился переворот внутри Иуды. Его нельзя описать однозначно. Это не была жадность в чистом виде или обида. Скорее всего, это было смешанное чувство, в основании которого находилось разочарование. Христос не оправдал ожиданий Иуды. Горе-апостол рассчитывал на власть, престижное положение в обществе, а ему всё настойчивее говорят про казнь и в целом про крах миссии. Любое предательство сначала совершается в сердце. Затем ему (предательству) уже находят какую-то форму, подбирают оправдание и объяснения. Чацкий, уезжая из Москвы, винит во всём невежество своих знакомых. Иуда, направляясь к иудейским старейшинам, полагает, что таким образом он способствует доброму делу — наконец-то самозванец, разочаровавший его лжемессия получит по заслугам. Что из всего этого получилось в итоге, известно всем. Иуда, предавший Христа, предал сам себя. Несчастный апостол утратил смысл жизни и затем покончил с собой. Сегодняшнее чтение учит нас вере в Бога. Вере, которая является одновременно и доверием, и верностью. Будем же доверять Христу, будем Ему верны, чтобы избежать печальной участи Иуды и обрести истинное счастье жизни.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!