Книга Иова, Глава 2, стихи 1-10
Иногда говорят, что человек способен привыкнуть ко всему, даже к самым страшным обстоятельствам. До некоторой степени об этом свидетельствует опыт людей прошедших войну или концлагерь. Во все времена человека окружают обстоятельства, которые могут совершенно разрушить его жизнь и благополучие. Сегодня мимо нас едут машины, над нами летят самолеты в наших домах работают электроприборы, техника выходит из строя, может сработать человеческий фактор... Иными словами, вокруг есть бесчисленное количество ситуаций, которые могут закончиться нашей смертью. Однако, этого не происходит. И не происходит не только потому что в меру своих сил мы стараемся соблюдать законы физики. На самом деле многое от нас не зависит... Не происходит, потому что Бог не попускает.
Сегодня мы слышали чтение, в котором мучения Иова умножились: Бог попускает ему заразиться проказой. «Просто сам он еще здоров, — говорит сатана, «вот и остается верен тебе». И вот проказа... Толкований пролога книги Иова очень много, есть буквальные, есть аллегорические, но при всей разнице их объединяет уверенность в том, что при всех страданиях, Иов не теряет доверия к Богу. Он уходит за стены города, сидит в отдаленном месте, на гноище и черепком соскребает с себя болячки. Жена, которая приходит его навестить, задает ему один короткий вопрос: долго ли он намерен терпеть? Со всей очевидностью, вопрос предполагает, что Иов может прекратить свои страдания, но не делает этого. Путь, который она предлагает довольно прост: похули Бога и умри. Скажи что-то такое, за что Он убьет тебя и прекратит твои мучения.
Поразительно, что Иов даже будучи тяжело больным не проявляет раздражения и отвечает: «Ты говоришь как одна из безумных, неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем». Принимать доброе — значит принимать все, что вообще есть хорошего на этой земле, потому что вся она Божья. Но что значит принимать от Него злое? Важный и одновременно страшный вопрос. Отвечая на него, стоит учесть, что Иов говорит не о зле, но именно о злом, то есть о бедствии и пагубе. Ведь Бог не может быть источником зла, т.к. Сам является абсолютным благом. В то же время, Он может быть источником того, что мы воспринимаем как зло, например может дать нам почувствовать плоды наших собственных действий или действий кого-то другого. Как врачу приходится говорить больному страшный диагноз, Богу иногда приходится открывать перед нами реальный мир. Не тот, в котором Он носит нас на руках, а тот, в котором мы остаемся без Его защиты. В этот момент, как бы ни было больно и страшно, самое важное — не поддаться ужасу, не озлобиться, но поверить, что во всех ситуациях, которые с нами происходят, Бог продолжает нас любить. Все Его действия или попущения, совершаются ради нас, даже если мы этого пока не понимаем.