Книга пророка Иезекииля, Глава 1, стихи 21-28
Книга пророка Иезекииля, Глава 2, стихи 1
Этим отрывком заканчивается «видение подобия славы Господней», которое было дано Богом Иезекиилю перед началом его пророческого служения. Вообще, каждый из пророков переживал нечто подобное, каждому из них Бог открылся особым образом, но так, что усомниться в истинности полученного откровения было невозможно. К примеру, пророк Исайя описывал начало своего видения так: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм» (Ис. 6:1). Такие «видения подобия славы Господней» делали пророков совершенно иными людьми, после подобного опыта они не могли не верить Богу и делали то, что Бог им повелевал. А Бог повелевал делать, мягко говоря, не самые приятные вещи: надо было проповедовать покаяние и говорить о том, что случится, если народ не услышит пророческий голос. Такого рода информация всегда и везде воспринимается как попытка возмутить общественное спокойствие, как своего рода экстремизм. Неудивительно, что мало кто из пророков заканчивал свою жизнь естественной смертью. Автора сегодняшнего отрывка Священного Писания, к примеру, убили, причем убит он не самым гуманным способом: существует ряд свидетельств, что его протащили «за ноги по камням на гору», пока не разбили ему голову. Схожая участь постигла и многих других пророков. Но при всем при этом им не было страшно, ведь они соприкоснулись с подобием славы Господней. Не с Самим Богом лицом к лицу, а лишь с подобием Его славы. Сама же слава Господня невидима и непоказуема. Никто, находясь в теле, не может ее увидеть. Впрочем, в Евангелии от Иоанна есть удивительное свидетельство: «Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем» (Ин. 12:39–41). Апостол Иоанн здесь утверждает, что пророк Исайя видел не подобие славы Господней, а саму славу. Святитель Григорий Двоеслов комментирует это видимое противоречие таким образом: «так как Евангелист Иоанн прежде изложил повествование о чудесах Искупителя нашего, а потом присовокупил о неверии иудеев; то показывает, что Иcaия видел ту славу Искупителя нашего, которая проявлена в этом мире. Ибо все, что Божественно дивного совершается на земле, есть слава всемогущего Бога, и слава Его видна во всех делах. Следовательно Исаия видел славу на земле, а Иезекииль славы Его на небе не мог видеть, какова она есть; потому что инакова слава Его в вещах сотворенных, и инакова сама в себе».