Евангелие от Матфея, Глава 24, стихи 36-51
Евангелие от Матфея, Глава 25, стихи 1-46
Евангелие от Матфея, Глава 26, стихи 1-2
Подчас кажется, что бездействие лучше поступка. Ведь поступок может быть правильным, а может быть и неверным. При этом бездействие якобы имеет гарантию на безошибочность. Конечно, это не так. Достаточно вспомнить примеры бездействия из истории или художественной литературы. В «Ревизоре» Гоголя говорится, что героя повести Земляники в его богоугодном заведении-больнице «больные как мухи… выздоравливают», кормят их капустой вместо полезного овсяного супа. Судья Ляпкин-Тяпкин так запустил дела, что и сам в них уже ничего не понимает; смотрителя училищ городничий упрекает в том, что его учителя «то пьяные, то в дурном запале стулья ломают». Всё перечисленное является результатом бездействия или по большому счету — преступной халатности. Сегодняшнее чтение в основном посвящено теме бездействия. Не только духовного, но и вполне практического. Христос сначала продолжает Свою речь о предстоящих судьбах мира, указывает, что конце времен человечество ожидает Суд Божий. А потом предлагает нам несколько притчей, в которых излагает принципы этого Суда. И везде прослеживается тема бездействия. Сначала звучит история о рабе-управителе дома. Спаситель хвалит того управителя, который ежедневно добросовестно выполняет свои обязанности и обличает того раба, который ими пренебрегает и пребывает в бездействии. Затем звучит притча о десяти девах. Пять из них проявили смекалку и запаслись маслом для светильников. Пять же других понадеялись на авось и в итоге не были допущены до свадебного торжества. Рассказывает Христос и знаменитую историю о талантах, то есть о больших суммах денег. Библейский талант составлял 33,5 килограмма серебра или золота. Одобрения от господина (то есть Бога) заслуживает тот слуга, который получил пять талантов, отдал их в дело и приобрел еще пять талантов. Прибыток получил и другой слуга — он два имевшихся талантов преобразовал в четыре. Под осуждение подпадает третий подчиненный. Он спрятал свой талант, сохранил его и вернул хозяину. И это становится причиной трагедии. Господин не рассердился бы, если бы произошла растрата. Его возмущает именно бездействие. Три прозвучавшие истории становятся смысловой основой для описания принципов Страшного суда. Христос прямо указывает, что перед каждым человеком существует только два варианта развития жизни. Либо ты деятельно любишь Бога и людей, либо ты не любишь никого. И бездействие — явление второго типа. Бездействие делает человека похожим на нерадивого домоуправителя, на пятерых ленивых дев, на раба, закопавшего талант. Господь — великий труженик, Он — абсолютное действие, вдохновенный Художник. Нас Он тоже призывает действовать. Да — осмысленно, да — обдуманно, но действовать. Реализовываться, проявлять себя, не поддаваться лени. Это касается и молитвы, и трудовой деятельности, и отношения к людям, любви к Богу. В Царство Небесное войдут те, кто по-настоящему ценит жизнь, кому жить интересно. Потому что только такие люди действительно похожи на своего Творца.