Книга Иова, Глава 1, стихи 1-12
В начале великого поста мы часто говорим о том, что пост это путь к Пасхе. И с самого начала этого пути мы не только молимся, не только берем на себя аскетические труды, мы также учимся. Когда-то для оглашенных, а сегодня для всех нас Церковь избирает несколько книг которые рассказывают нам об истории человечества, вскрывают ее богословский и нравственный смысл. Это книги Бытия, Пророка Исаии и Притч. Однако страстная седмица в этом смысле действительно особенная, так как теперь мы должны обратить внимание на Христа, войти вместе с Ним во Иерусалим, участвовать в Тайной Вечери, быть свидетелями суда, распятия и смерти... В этой связи паремии страстной совершенно особенные, они сопровождают нас на этом пути и важное место среди них занимает книга Иова, который всегда воспринимался христианами как прообраз Христа. Что, впрочем, не мешало видеть в нем вполне живого, реального человека.
Итак, в сегодняшнем чтением мы услышали рассказ о праведном и богобоязненном человеке по имени Иов. Несмотря на то, что Предание считает Его потомком Исава, то есть грешного человека, он живёт праведной жизнью. Это очень важно, так как означает, что человек способен отличаться от своей среды, он сам решает быть ему добрым или злым. Более того, мы видим, что воспитывая детей, он своим поведением, начинает новую традицию, ведь даже в отличие от Измаила и Исаака, Исава и Иакова, Иуды и братьев его, чьи отношения далеки от идеала, дети Иова единодушны, они полны любви и пребывают общении. Вместе участвуя в пиршестве они приходят к отцу, который благословляет их и совершает жертвы всесожжения, потому что переживает не только за их поступки, но даже за их мысли. Однако, как все живое и настоящее, все, что входит в противоречие неправдой и злобой мира сего, добродетели Иова сталкиваются с потерями, унижением и болезнью.
Впрочем, прежде чем говорить об этом, стоит отметить, что вторая часть сегодняшнего отрывка во все времена вызывала больше вопросов, чем давала ответов. Разве у Бога есть дни для посещения и разве вообще Его можно посетить? Разве может Бог не знать, где был и что делал сатана, да и может ли Он вообще с ним разговаривать? Святоотеческие ответы на этот вопрос чрезвычайно разнообразны и практически всегда даются в виде предположений. Вполне вероятно, что перед нами тот же образный язык, который человеческими средствами выражает некоторую правду о Боге и Его творении. Например, правду о том, что всякой добродетели для того чтобы раскрыться в полноте необходимо реализоваться на практике, быть проверенной на прочность...
Обычно, когда в жизнь человека приходит беда, он задает вопрос: за что? К сожалению, мы так привыкли к этой логике, что вообще иначе не мыслим ни жизни, ни воспитания. Нам кажется очевидным, что трудности возникают в результате плохого поступка. Даже само качество того или иного дела для многих определяется тем, что мы получаем в конце: награду или наказание. Но ведь Иов непорочен, за что его наказывать?
Вопрос о страданиях один из самых страшных и сложных, тем более, что причины их могут быть не только в прошлом, но и в будущем. Мы можем без всякой вины взять на себя страдания другого, чтобы защитить его. Боль может спасать нас от надвигающейся опасности и более серьезной травмы. Наконец, страдание вызывает в нас ответную реакцию и мы осознаем ту рану нашего бытия, которая порождена с грехом. Так или иначе, книга Иова с самого начала говорит о том, что праведная жизнь не является гарантией отсутствия проблем. Она не даёт простых ответов, не позволяет видеть в отношениях Бога и человека никакой взаимовыгоды и примитивных рыночных стратегий. Разрушая ложные стереотипы о Боге и человеке, книга не всегда приводит нас к ответам, но там где этом происходит, становится очевидно, что они возникают только благодаря доверию к Творцу.