Книга Притчей Соломоновых, Глава 23, стихи 15-35
Книга Притчей Соломоновых, Глава 24, стихи 1-5
Слово, которое чаще всего встречается в сегодняшнем чтении — это сердце. Понятно, что речь идёт не о физическом сердце, главная задача которого — без устали прокачивать кровь в нашем организме. Сердце — это прежде всего «средина», «сердцевина» человека — то, куда входят и где остаются навсегда наши впечатления, переживания, радости и горести, душевные травмы. «У меня сердце разрывается» — говорим мы, когда чувствуем, как нашу душу пронзила какая-то горестная новость. «Сердце болит за тебя» — говорим мы другу, которого давно не видели. И, как мы знаем из Евангелия, именно из сердца и выходят добрые и злые помышления — которые уже потом принимаются как нечто неоспоримое нашим сознанием и отправляются на передний край нашей жизни.
В начале ХХ века в представлениях людей о том, что же ими движет в принятии решений, произошла настоящая революция — благодаря основателю психоанализа Зигмунду Фрейду. Его принципиально новая модель психики человека — а особенно значение бессознательного — стала фундаментом для целого букета различных направлений и школ. Учёные с головой ринулись копаться в этом загадочном «Оно» — в надежде, что именно там смогут найти ответы на давно казавшиеся неразрешимыми вопросы. И, правда, что-то нашлось — но на поверху бессознательное оказалось не просто «потайным чердаком» сознания, а огромным и бездонным колодцем — в который можно погружаться, погружаться — а потом уже и не выбраться обратно — по крайней мере, таким же, каким был прежде.
Но для религиозного человека, знакомого с библейской традицией, в открытиях Фрейда не так уж и много было чего-то совсем новаторского. Тема очищения сердца, соединения ума с сердцем в молитве, просвещения сердца — сквозная тема всех аскетических трудов святых отцов. И, конечно, насколько можно сопоставлять библейское понимание значения «сердца» и «бессознательное» в психоанализе — отдельный и непростой вопрос, одно можно сказать несомненно: при всей нашей кажущейся рациональности мы — куда более сложносоставленные существа, и в нас действительно есть силы, управление которыми аналитическому уму неподвластно.
Но для верующего человека в этом нет никакой трагедии: ведь когда есть Бог — с Которым мы и взаимодействуем в молитвах, в богослужении, в таинствах — и когда Он реально входит в душу Своим Небесным Светом — то его «мощности светового потока» вполне хватает, чтобы своим лучом осветить даже самые глубоко спрятанные закоулки нашего душевного колодца — и не только осветить, но и вылечить — даже от самых давних душевных травм и потрясений!