Адрес: Богоявленский пер., 2
Богоявленский монастырь считается вторым по древности после Даниловского, хотя ряд исследователей считает Богоявленский все-таки первым монастырем в Москве.
Находился Богоявленский в самом центре Москвы. Но ежели не знать, где именно, то мечта этого, пожалуй, никогда и не найдешь. Впрочем, мы подскажем: вот выходите вы со станции метро «Площадь Революции» прямо в Богоявленский переулок. И через дорогу, напротив и чуть левее, видите чудеснейший – розовый с белым – храм в стиле так называемого «нарышкинского или московского барокко». Это Богоявленский собор – главный, да, собственно, и единственный сохранившийся храм монастыря. Но зато какой же он красивый!
Кстати еще одно свидетельство того, что вышли вы правильно: перед собором стоит памятник двум греческим монахам – братьям Лихудам. Казалось – с чего бы вдруг? Да с того, что именно они, и именно здесь, в Богоявленском монастыре, основали школу, которая впоследствии стала знаменитой Славяно-греко-латинской академией. А впоследствии ее преобразовали в Московскую духовную академию.
Много можно говорить о монастыре и о людях, чьи имена с ним связаны. Это и святитель Алексий Московский, и митрополит Филипп, и игумен Стефан, брат Сергий Радонежского…
Но вот что хочется сказать. С монастырем явно связана какая-то тайна, что-то особенное, не дошедшее до нас. Было нечто, что заставляло самих государей московских относиться к монастырю как-то по-особенному, с необыкновенным уважением.
После всех потрясений, пожаров, разграблений Москвы Богоявленский монастырь восстанавливался практически в первую очередь, причем именно по воле правивших государей. Почему?
Игумены Богоявленского в многочисленных церемониях коронаций московских князей и царей играли ключевые роли. Почему?
Не только цари, но и многие знатные лица жертвовали монастырь деньгами и вотчинами, да так, что и в этом смысле Богоявленский явственно выделялся среди прочих, не менее славных монастырей. И опять – почему?
С самых первых лет своего существования – а был монастырь возведен семьсот с лишним лет назад – был Богоявленский и главной боярской усыпальницей. Тут почили Шереметевы, Долгорукие, Репнины, Юсуповы, Салтыковы, Меншиковы, Голицыны… И снова вопросы…
Вот такой монастырь-загадка существовал когда-то там, где ныне сохранился лишь красавец Богоявленский собор…
Чем не повод, чтобы поклониться этому таинственному и святому месту?
Контакты: Богоявленского монастыря
Адрес: Богоявленский пер., 2
Как проехать:
От станции метро "Площадь революции":
Выхода со станции два. Вам нужен выход, обозначенный следующей вывеской: «ВЫХОД В ГОРОД: К КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ, УЛИЦАМ НИКОЛЬСКАЯ, ИЛЬИНКА, КАМЕРНОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ ТЕАТРУ, МАГАЗИНАМ: ГУМ, «ДЕТСКИЙ МИР», «ГОСТИНЫЙ ДВОР»». Поднимаетесь на эскалаторе, выходите из метро — и прямо перед Вами высокий, красивый храм.
От станции метро «Китай-город»:
На этой станции сходятся две разные линии. Вне зависимости от того, по какой линии Вы приехали, нужно повернуть к выходу с лестницей (в отличие от противоположного выхода с эскалатором) под вывеской: «ВЫХОД В ГОРОД: К НОВОЙ ПЛОЩАДИ, УЛИЦАМ: ИЛЬИНКА, МАРОСЕЙКА, ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМУ МУЗЕЮ, ГОСТИНОМУ ДВОРУ». Поднимаетесь по лестнице, поворачиваете налево и идете к эскалатору. Поднявшись на эскалаторе и выйдя со станции, Вы оказываетесь в длинном переходе — Вам нужно повернуть налево и идти до конца, затем подняться по правому выходу на улицу. Прямо возле выхода из метро начинается улица Ильинка. Вам нужно идти по ней до Богоявленского переулка. Он будет вторым по правой стороне. Ориентиры: Биржевая площадь, Гостиный двор (угловое большое голубое здание), здание Торгово-промышленной палаты РФ. Повернув направо в Богоявленский переулок, Вы сразу увидите храм.
От станции метро «ЛУБЯНКА»:
Приехав на станцию, идите к выходу, обозначенному вывеской: «ВЫХОД В ГОРОД: НА ПЛОЩАДИ: ЛУБЯНСКАЯ, НОВАЯ, К ТЕАТРАЛЬНОМУ ПРОЕЗДУ, К УЛИЦАМ: ПУШЕЧНАЯ, РОЖДЕСТВЕНКА, НИКОЛЬСКАЯ, Б. И М. ЧЕРКАССКИМ ПЕРЕУЛКАМ, КАМЕРНОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ ТЕАТРУ, МУЗЕЮ ИСТОРИИ МОСКВЫ, ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМУ МУЗЕЮ, АВИАКАССАМ, АПТЕКЕ № 1, УНИВЕРМАГУ «ДЕТСКИЙ МИР»». Поднявшись на эскалаторе, поверните налево и идите до выхода на улицу. Выйдя на улицу, Вы увидите перед собой Лубянскую площадь. Снова поверните налево на Никольскую улицу, которая начинается сразу около метро, и идите по ней до Богоявленского переулка (второй поворот налево). Вскоре Вы увидите храм Богоявления.
Адрес сайта: http://www.bgkg.ru/
Схема проезда:
Великое Славословие. Нина Юркова
Есть такая часть Всенощного бдения, которая называется Великое славословие. Начинается оно с того, что священник, стоя при открытых Царских Вратах, воздевает руки к небу, и очень торжественно, нараспев произносит: Слава Тебе, показавшему нам Свет! А хор откликается на это молитвой Ангелов, возвестивших пастухам рождение Богомладенца Христа.
Этот богослужебный момент с самого детства производит на меня впечатление. В моём воображении, при возгласе священника, сразу возникал целый ряд образов. Свет, по повелению Всемогущего Бога пронзающий темноту в первый день творения мира. Свет, который впервые видит ребёнок, появившийся из материнской утробы. И, наконец, свет в значении «мир». Помните, в сказке о Царе Салтане корабельщики говорят: «мы объехали весь свет...». Последний из образов казался мне, ребёнку, самым близким, поэтому возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет» я тогда истрактовала как благодарность молящихся Богу за то, что Он привёл их в этот мир, дал душе воплотится здесь, на земле.
И лишь позже, повзрослев, когда увидела богослужебный текст, в котором слово «Свет» написано с большой буквы, я поняла, что речь идет совсем о другом Свете — о Христе. Об истинном Свете, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
В моей голове всë встало на свои места. И тот детский восторг, возникающий в ответ на возглас, перерос в благодарное ликование об истинном Свете, который просвещает и освещает всякого человека, приходящего в мир.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Вера Васильева и Владимир Ушаков
В 1953 году на «Мосфильме» снимали музыкальную комедию «Свадьба с приданым». Главную роль целеустремлённой и решительной колхозной бригадирши играла молодая, но уже известная актриса Московского академического Театра сатиры Вера Васильева. Её партнёром по фильму стал Максим Егоров. По сценарию его персонаж — бригадир соседнего колхоза — был женихом главной героини. Однако с Егоровым успели отснять всего пару сцен. Он заболел и отказался от участия в картине. Однажды утром Вера Васильева пришла на съёмочную площадку и узнала, что её новым «экранным женихом» будет актёр Владимир Ушаков. Вера уже встречалась с ним на одной сцене — год назад, в 1952-м, когда Ушаков был зачислен в труппу Театра сатиры. До этого несколько лет Владимир жил в Германии. В Потсдаме он служил в Драматическом театре группы советских войск. Однако театральная сцена — это одно, а кино — совсем другое. У Веры имелся успешный опыт киносъёмок. Для Ушакова же «Свадьба с приданым» стала первой серьёзной киноработой. Васильева беспокоилась — сработаются ли они? Однако её волнения оказались напрасны. Владимир сразу же вошёл в роль. Вера поражалась тому, насколько живо и искренне он играет. А Ушаков не просто играл. На съёмочной площадке Владимир выплёскивал собственные чувства. Ведь он всем сердцем полюбил Веру.
Васильева ничего тогда об этом не знала. Фильм «Свадьба с приданым» вышел на экраны и имел такой успех, что Театр сатиры включил постановку одноимённой пьесы, по который и был снят фильм, в свой репертуар. Едва ли не каждый день Вера и Владимир играли на сцене жениха и невесту. Тогда-то Ушаков понял, что больше не может таиться. Однажды после очередного спектакля он признался Вере в любви и предложил ей руку и сердце. Но... получил отказ. Васильевой казалось, что она испытывает к Володе лишь дружеские чувства. «Три года он ухаживал за мной, а я на его ухаживания не отвечала», — вспоминала Васильева. Но однажды вечером в квартире Веры раздался звонок. Девушка удивилась — она никого не ждала. Открыла дверь. На пороге стоял Ушаков. Он был до крайности взволнован: «Вера, я пришёл, чтобы спросить тебя в последний раз — ты выйдешь за меня? Если ответишь "нет", я отступлюсь и больше беспокоить тебя не стану». Вера долго смотрела на него, а потом вдруг обернулась и крикнула вглубь квартиры, где гремела на кухне посудой её мать: «Мама! Я выхожу замуж за Володю Ушакова!».
Свадьба была очень скромной. «Без приданого», — шутил Ушаков. Семейным гнездом стала его комната в театральном общежитии. Вера Кузьминична впоследствии признавалась, что совсем не была готова к роли хозяйки и даже яичницу на завтрак толком не могла пожарить. Но Владимира это, казалось, нисколько не смущало. Позже Самойлова говорила, что далеко не сразу поняла, сколько такта, терпения и любви проявлял к ней муж.
Он продолжал красиво ухаживать за любимой супругой. По вечерам мог вызвать такси прямо к порогу театра. Галантно открывал дверцу и заботливо усаживал жену, чтобы отвезти домой. Но Вере всё ещё казалось, что к мужу она не испытывает настоящих чувств. Всё изменилось, когда Владимир Петрович уехал в командировку. Без него всё вокруг вдруг померкло, показалось скучным, пустым, словно потеряло смысл. И тогда Вера поняла, что очень любит своего мужа. Всегда любила. Просто долгое время сама об этом не догадывалась.
Вера Васильева и Владимир Ушаков прожили в браке 56 лет. «У нас была настоящая крепкая любящая семья», — вспоминала Вера Кузьминична. Когда в 2011 году Владимир Петрович скоропостижно скончался от сердечного приступа, она продолжала жить так, словно он по-прежнему рядом. Каждый вечер вслух рассказывала мужу о том, как прошёл её день. «Наша с ним любовь на этом свете не закончилась», — говорила она.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
28 апреля. Об иконографии праздника Входа Господня в Иерусалим
Сегодня 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим.
Об иконографии праздника, — протоиерей Владимир Быстрый.