Адрес: Богоявленский пер., 2
Богоявленский монастырь считается вторым по древности после Даниловского, хотя ряд исследователей считает Богоявленский все-таки первым монастырем в Москве.
Находился Богоявленский в самом центре Москвы. Но ежели не знать, где именно, то мечта этого, пожалуй, никогда и не найдешь. Впрочем, мы подскажем: вот выходите вы со станции метро «Площадь Революции» прямо в Богоявленский переулок. И через дорогу, напротив и чуть левее, видите чудеснейший – розовый с белым – храм в стиле так называемого «нарышкинского или московского барокко». Это Богоявленский собор – главный, да, собственно, и единственный сохранившийся храм монастыря. Но зато какой же он красивый!
Кстати еще одно свидетельство того, что вышли вы правильно: перед собором стоит памятник двум греческим монахам – братьям Лихудам. Казалось – с чего бы вдруг? Да с того, что именно они, и именно здесь, в Богоявленском монастыре, основали школу, которая впоследствии стала знаменитой Славяно-греко-латинской академией. А впоследствии ее преобразовали в Московскую духовную академию.
Много можно говорить о монастыре и о людях, чьи имена с ним связаны. Это и святитель Алексий Московский, и митрополит Филипп, и игумен Стефан, брат Сергий Радонежского…
Но вот что хочется сказать. С монастырем явно связана какая-то тайна, что-то особенное, не дошедшее до нас. Было нечто, что заставляло самих государей московских относиться к монастырю как-то по-особенному, с необыкновенным уважением.
После всех потрясений, пожаров, разграблений Москвы Богоявленский монастырь восстанавливался практически в первую очередь, причем именно по воле правивших государей. Почему?
Игумены Богоявленского в многочисленных церемониях коронаций московских князей и царей играли ключевые роли. Почему?
Не только цари, но и многие знатные лица жертвовали монастырь деньгами и вотчинами, да так, что и в этом смысле Богоявленский явственно выделялся среди прочих, не менее славных монастырей. И опять – почему?
С самых первых лет своего существования – а был монастырь возведен семьсот с лишним лет назад – был Богоявленский и главной боярской усыпальницей. Тут почили Шереметевы, Долгорукие, Репнины, Юсуповы, Салтыковы, Меншиковы, Голицыны… И снова вопросы…
Вот такой монастырь-загадка существовал когда-то там, где ныне сохранился лишь красавец Богоявленский собор…
Чем не повод, чтобы поклониться этому таинственному и святому месту?
Контакты: Богоявленского монастыря
Адрес: Богоявленский пер., 2
Как проехать:
От станции метро "Площадь революции":
Выхода со станции два. Вам нужен выход, обозначенный следующей вывеской: «ВЫХОД В ГОРОД: К КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ, УЛИЦАМ НИКОЛЬСКАЯ, ИЛЬИНКА, КАМЕРНОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ ТЕАТРУ, МАГАЗИНАМ: ГУМ, «ДЕТСКИЙ МИР», «ГОСТИНЫЙ ДВОР»». Поднимаетесь на эскалаторе, выходите из метро — и прямо перед Вами высокий, красивый храм.
От станции метро «Китай-город»:
На этой станции сходятся две разные линии. Вне зависимости от того, по какой линии Вы приехали, нужно повернуть к выходу с лестницей (в отличие от противоположного выхода с эскалатором) под вывеской: «ВЫХОД В ГОРОД: К НОВОЙ ПЛОЩАДИ, УЛИЦАМ: ИЛЬИНКА, МАРОСЕЙКА, ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМУ МУЗЕЮ, ГОСТИНОМУ ДВОРУ». Поднимаетесь по лестнице, поворачиваете налево и идете к эскалатору. Поднявшись на эскалаторе и выйдя со станции, Вы оказываетесь в длинном переходе — Вам нужно повернуть налево и идти до конца, затем подняться по правому выходу на улицу. Прямо возле выхода из метро начинается улица Ильинка. Вам нужно идти по ней до Богоявленского переулка. Он будет вторым по правой стороне. Ориентиры: Биржевая площадь, Гостиный двор (угловое большое голубое здание), здание Торгово-промышленной палаты РФ. Повернув направо в Богоявленский переулок, Вы сразу увидите храм.
От станции метро «ЛУБЯНКА»:
Приехав на станцию, идите к выходу, обозначенному вывеской: «ВЫХОД В ГОРОД: НА ПЛОЩАДИ: ЛУБЯНСКАЯ, НОВАЯ, К ТЕАТРАЛЬНОМУ ПРОЕЗДУ, К УЛИЦАМ: ПУШЕЧНАЯ, РОЖДЕСТВЕНКА, НИКОЛЬСКАЯ, Б. И М. ЧЕРКАССКИМ ПЕРЕУЛКАМ, КАМЕРНОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ ТЕАТРУ, МУЗЕЮ ИСТОРИИ МОСКВЫ, ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМУ МУЗЕЮ, АВИАКАССАМ, АПТЕКЕ № 1, УНИВЕРМАГУ «ДЕТСКИЙ МИР»». Поднявшись на эскалаторе, поверните налево и идите до выхода на улицу. Выйдя на улицу, Вы увидите перед собой Лубянскую площадь. Снова поверните налево на Никольскую улицу, которая начинается сразу около метро, и идите по ней до Богоявленского переулка (второй поворот налево). Вскоре Вы увидите храм Богоявления.
Адрес сайта: http://www.bgkg.ru/
Схема проезда:
Счетоводы

Фото: Simon / Unsplash
В одном городе жили два брата — Жан и Жак, которые очень уж не любили в школе учиться. Каждый день прогуливали они уроки — то на реку вместе ходили, то за городом в поле играли. Особенно охотно отлынивали мальчишки от уроков математики, где надо было ум напрягать, много запоминать и считать. Беззаботная жизнь ведь куда веселее!
Как-то раз шли наши братья по дороге, и нашли три золотые монеты. Вот так удача! Целых три золотых. Только как их разделить? Мальчишек-то было двое, а монет— три. Вот так задача!
Думали они да гадали, всю голову себе сломали, никак не могли свою находку поровну поделить, и решили посчитаться:
— Раз — твоя! Две — мои! — сказал Жан.
— Нет, так не годится! — возразил Жак. — Почему это тебе больше? Давай-ка я сам посчитаю. Ты да я — это два! А тогда третья монета кому?
Опять ничего у них не вышло, и решили мальчишки пойти за советом к дядюшке лавочнику, который очень даже хорошо умел деньги считать.
Увидел дядюшка три золотых и подумал: «Эге, надо бы эти деньги родителям мальчишек отдать, пусть в моей лавке ботинки и штаны им новые купят, а то ведь сорванцы всё на глупости потратят»...
— Трудную вы задали мне задачку, — сказал лавочник, почесав в затылке, — но я со счётом справлюсь. Значит, так: два минус два и плюс один. И что в итоге? Получается, две монеты вы должны мне отдать, а одну, так уж и быть, можете себе оставить. По-другому эти деньги никак не поделить.
Вышли Жан и Жак из лавки, переглянулись: остался у них единственный золотой. Но опять не понятно: как одну монету на двоих разделить? Не пополам же её распиливать?
И решили они обратиться за советом к дядюшке аптекарю, у которого точные весы есть, да и считает он мелкие деньги ловко.
Увидел аптекарь золотой и не хочет его и рук выпускать: взвесил на аптекарских весах, на зуб попробовал. А сам думает про себя: «Родители мальчишек мне задолжали за порошки и пилюли, похоже, плохо у них в деньгами, и золотой им точно не помешает».
— Так уж и быть, помогу вам с подсчётами, — говорит дядюшка аптекарь. — Один минус два получается минус один. Понятно?
— Не очень, — ответили братья.
— Эх, вы, счетоводы! Минус один — это значит, вам нельзя эту монету себе оставить, придётся мне её забрать. Если не верите — можете сами пересчитать.
Вышли Жан и Жак из аптеки на улицу, ничего понять не могут: как же так получилось? Только что они были богачами, и вдруг остались ни с чем.
Пришли они вечером домой, а родители говорят:
— Вот молодцы, ребята, что не стали себе находку оставлять, а пошли к мудрым взрослым, теперь в семейном кошельке на три золотых прибавилось.
— Как же так? Вроде бы всё время отнимали, и вдруг прибавилось, —удивился Жан.
— Вот что я думаю, братец: пора нам с тобой самим научиться считать, — сказал Жак.
И на следующий день братья отправились в школу, где первым уроком была математика.
(по мотивам французской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Собор святителя Николая в Ницце

Если приехать во французскую Ниццу и прийти на проспект Николая Второго, то можно увидеть величественный русский собор во имя святителя Николая Чудотворца. История, с которой связано его появление, началась в 1865 году, когда в Ниццу прибыл наследник российского престола — цесаревич Николай, сын императора Александра II. Он приехал сюда на лечение после травмы позвоночника. Но болезнь, возникшая в результате травмы, прогрессировала, и в ночь с 11 на 12 апреля наследник скончался на вилле Бермон. До последнего мгновения у его постели были безутешные родители, брат Александр и невеста Николая — датская принцесса Дагмар. Родные цесаревича и вся страна тяжело переживали его утрату. Известный русский поэт и дипломат Фёдор Тютчев тогда записал:
«Все решено, и он спокоен,
Он, претерпевший до конца,
Знать он пред Богом был достоин
Другого, лучшего венца...»
Сын императора Александра II был похоронен в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, а виллу, на которой умер цесаревич, приобрел его отец. Уже в 1868 году в память о наследнике по проекту архитектора Давида Гримма на месте снесённой виллы была выстроена часовня во имя святителя Николая Чудотворца — покровителя наследника, а близлежащую улицу переименовали в «Бульвар цесаревича».
Новым наследником российского престола стал царевич Александр — будущий император Александр III. Он женился на невесте своего покойного брата — принцессе Дагмар, в православии получившей имя Мария Фёдоровна. В том же 1868 году у них родился сын. В память об умершем брате Александр назвал сына Николаем.
В 1894 году он стал императором Николаем II. Именно при нём в Ницце рядом с памятной часовней был выстроен величественный собор во имя святителя Николая Чудотворца по проекту архитектора Михаила Преображенского. Храм возвели в неорусском стиле и украсили мозаиками мастера Владимира Фролова. В 1912 году состоялось торжественное освящение собора, а близлежащая улица получила название «Проспекта Николая II». Однако уже спустя пять лет в России произошла революция, и основными прихожанами храма стали русские эмигранты, покинувшие страну. Так одной из прихожанок была вторая супруга императора Александра II — княгиня Екатерина Долгорукова. Храм стал для русских эмигрантов местом единения: здесь они вместе молились, отмечали национальные праздники, делились своими радостями и скорбями. В 1931 году храм временно оказался в юрисдикции Константинопольского патриархата, но в 2011-м был вновь возвращён Русской православной Церкви. В соборе были проведены реставрационные работы и открыт музей. Сейчас в нём регулярно совершаются богослужения, где каждый путешественник может помолиться и прикоснуться к русской истории.
Все выпуски программы Открываем историю
Псалом 88. Богослужебные чтения

Что можно считать подлинным проявлением веры в Бога? Ответ на этот вопрос находим в 88-м псалме, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 88.
1 Учение Ефама Езрахита.
2 Милости Твои, Господи, буду петь вечно, в род и род возвещать истину Твою устами моими.
3 Ибо говорю: навек основана милость, на небесах утвердил Ты истину Твою, когда сказал:
4 «Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему:
5 навек утвержу семя твоё, в род и род устрою престол твой».
6 И небеса прославят чудные дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых.
7 Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу?
8 Страшен Бог в великом сонме святых, страшен Он для всех окружающих Его.
9 Господи, Боже сил! кто силен, как Ты, Господи? И истина Твоя окрест Тебя.
10 Ты владычествуешь над яростью моря: когда воздымаются волны его, Ты укрощаешь их.
11 Ты низложил Раава, как поражённого; крепкою мышцею Твоею рассеял врагов Твоих.
12 Твои небеса и Твоя земля; вселенную и что наполняет её, Ты основал.
13 Север и юг Ты сотворил; Фавор и Ермон о имени Твоём радуются.
14 Крепка мышца Твоя, сильна рука Твоя, высока десница Твоя!
15 Правосудие и правота — основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицом Твоим.
16 Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи,
17 о имени Твоём радуются весь день и правдою Твоею возносятся,
18 ибо Ты украшение силы их, и благоволением Твоим возвышается рог наш.
19 От Господа — щит наш, и от Святаго Израилева — царь наш.
20 Некогда говорил Ты в видении святому Твоему, и сказал: «Я оказал помощь мужественному, вознёс избранного из народа.
21 Я обрёл Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его.
22 Рука Моя пребудет с ним, и мышца Моя укрепит его.
23 Враг не превозможет его, и сын беззакония не притеснит его.
24 Сокрушу пред ним врагов его и поражу ненавидящих его.
25 И истина Моя, и милость Моя с ним, и Моим именем возвысится рог его.
26 И положу на море руку его, и на реки — десницу его.
27 Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего.
28 И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли,
29 вовек сохраню ему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен.
30 И продолжу вовек семя его, и престол его — как дни неба.
31 Если сыновья его оставят закон Мой и не будут ходить по заповедям Моим;
32 если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят:
33 посещу жезлом беззаконие их, и ударами — неправду их;
34 милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей.
35 Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих.
36 Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду?
37 Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною,
38 вовек будет твёрд, как луна, и верный свидетель на небесах».
39 Но ныне Ты отринул и презрел, прогневался на помазанника Твоего;
40 пренебрёг завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его;
41 разрушил все ограды его, превратил в развалины крепости его.
42 Расхищают его все проходящие путём; он сделался посмешищем у соседей своих.
43 Ты возвысил десницу противников его, обрадовал всех врагов его;
44 Ты обратил назад остриё меча его и не укрепил его на брани;
45 отнял у него блеск и престол его поверг на землю;
46 сократил дни юности его и покрыл его стыдом.
47 Доколе, Господи, будешь скрываться непрестанно, будет пылать ярость Твоя, как огонь?
48 Вспомни, какой мой век: на какую суету сотворил Ты всех сынов человеческих?
49 Кто из людей жил — и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней?
50 Где прежние милости Твои, Господи? Ты клялся Давиду истиною Твоею.
51 Вспомни, Господи, поругание рабов Твоих, которое я ношу в недре моём от всех сильных народов;
52 как поносят враги Твои, Господи, как бесславят следы помазанника Твоего.
53 Благословен Господь вовек! Аминь, аминь.
Царь Давид — одна из центральных фигур священной истории Израиля. По масштабу своей личности, а также той роли, которую он сыграл в судьбе богоизбранной нации, он сопоставим разве что с Авраамом и Моисеем. Так же, как и с этими великими святыми, Бог заключил с Давидом Свой завет. Он обещал Давиду, что его царство будет стоять века, и все народы земли однажды признают в его потомке Помазанника Божия. Именно это держит в уме автор того псалма, который только что прозвучал. Поэтому первая часть псалма — это воспоминания о подвигах Давида и о тех обещаниях, которые ему дал Господь.
Однако во второй части псалмопевец сравнивает ситуацию великого царя и друга Божия с ситуацией того еврейского монарха, который находится на престоле Израиля после смерти Давида. Мы узнаём, что дела его не складываются. По косвенным признакам учёные-библеисты предполагают, что речь идёт о внуке Давида и сыне Соломона, Ровоаме. Он правил еврейским государством во второй половине 10 века до Рождества Христова. Во время его царствования на Иерусалим пошёл войной египетский фараон Шешонк I. Он смог войти в столицу и разграбить казну храма и царского дворца.
Псалмопевец был очевидцем всего этого. Он видел, как некогда могущественная держава распадается на части, как гибнет армия, как уводят в плен людей. И главный вопрос, который он задаёт, — долго ли ещё терпеть? Помнит ли Господь те обещания, которые когда-то дал Давиду? Восстановит ли Он былую славу Израильского народа? Несмотря на все эти вопросы, которые, казалось бы, могли бы свидетельствовать об отчаянии и разочаровании псалмопевца, он заканчивает свою молитву весьма неожиданно — «Благослове́н Госпо́дь вове́к! Ами́нь, ами́нь».
Вот оно подлинное проявление веры в Бога. Тяжёлые времена, скорбные обстоятельства, а с ними ропот и масса сомнений. Но за всем этим скрывается надежда, что Бог не оставит, не подведёт и будет в итоге верен Своему слову. И мы знаем, что Бог действительно не подвёл. Он исполнил Свои обещания. Возможно, не быстро и не таким образом, как представлял себе автор псалма. Но мы видим, что влияние образа царя Давида на человеческую культуру огромно. И самое важное — именно из его рода произошёл Тот, Кого мы называем Спасителем Мира, Мессия-Христос.