Евр., 306 зач., II, 11-18.
11 Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: 12 возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.
13 И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.
14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, 15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.
16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.
17 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.
18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня Церковь совершает торжество в честь того дня, который на церковнославянском языке именуется «спасения нашего главизной», то есть в честь дня, с которого началось наше спасение, в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Собственно, этому Празднику и посвящено сегодняшнее апостольское чтение. В этом отрывке из Послания к Евреям прослеживаются две основные мысли: первая — о соприродности Христа Спасителя и тех, кого Он спасает, вторая — о сострадании Бога к людям.
Первая мысль — о соприродности Спасителя и спасаемых — привычна любому сознательному христианину. Но во времена жизни апостола Павла это было вызовом, граничащим с безумием. О чем и написал апостол в Первом послании к Коринфянам: «мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1Кор. 1:23–24). Действительно, для древнего сознания, неважно, иудейского или языческого, была абсолютно недопустима мысль, что ради спасения людей Сам Бог сошел на землю, родился, жил, пострадал и умер как человек. В Ветхом Завете Бога от людей отделяет непреодолимый человеческими силами грех, и Он остается бесконечно далеким от них, непостижимым ни в каком смысле. Размышлять о Боге было невозможно, но допустимо было исследовать Его действия. Собственно, это очень характерная черта ветхозаветной религии: в ней нет того, что мы называем догматическим богословием с его рассуждениями и так называемыми богословскими формулами. Ветхий Завет предпочитает молчать о Боге, и говорит, по преимуществу, о Его действиях по отношению к миру и, в частности, по отношению к народу Израиля.
В языческих культах тоже нет никакого богословия, есть лишь мифы о многочисленных богах. Боги этих мифов иногда нисходили на землю, к людям, принимали какое-то участие в земной жизни и даже могли принимать человеческий облик, но людьми они не становились.
Новый Завет проповедует непостижимое: Бог стал Человеком! Не только по виду и или же по форме, а на самом деле, Он стал человеком в полном смысле этого слова. Поэтому апостол Павел в сегодняшнем отрывке и пишет, что Господь Иисус Христос «не стыдится называть их братиями». Мы, принимая это свидетельство, восклицаем: «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, Небеса, Божию славу». В день Благовещения человечеству в лице Пресвятой Богородицы было возвещено, что Бог станет одним из нас, станет не только Творцом, но и Братом, Другом для всех и для каждого. Конечный смысл Вочеловечения Бога апостол Павел также раскрывает в сегодняшнем праздничном отрывке. Произошло это для того, «чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа». Милостивым может быть только тот, кто испытал на себе все тяготы человеческой жизни, тот, кто не в теории, а на собственном опыте знает, что это такое. Знает, каково жить в теле, каково преодолевать страсти и каково усмирять бури самых разных мыслей, знает все многообразие человеческих скорбей и бед. Теоретик никогда не сможет сравниться с практиком. Бог избрал путь практики, чтобы мы в лице Христа Иисуса имели Ходатая пред Отцом нашим Небесным.
Александр Степанович Попов: гениальный физик, подаривший миру радио
Жизнь современного человека немыслима без мобильной связи, телевидения и интернета. Но немногие знают, что эти и другие технологии обязаны своим появлением изобретению Александра Степановича Попова, которое он сделал 7 мая 1895 года, ставшей датой появления радио.
Александр Степанович, с детства увлекавшийся электротехникой, несмотря на то, что в его семье было много священнослужителей, что казалось бы должно было определить его судьбу, после окончания семинарии поступил на физико-математический факультет Петербургского Университета. Посвятив свою жизнь науке, он с трепетом и уважением относился к священству, и позднее говорил, что все свои знания и труд отдает своей Родине.
Что стало вдохновением Александра Степановича, какой труд лежал в основе одного из важнейших изобретений человечества? Как устройство, подаренное миру великим ученым, помогло спасти российский броненосец «Генерал Апраксин»?
Литургия в Максимовской церкви посёлка Турьинские рудники, что на северном Урале, подошла к концу. На клиросе — особом месте, где располагается церковный хор — собирал ноты один из певчих, высокий русоволосый мальчик. Это был Саша Попов, сын настоятеля храма, священника Степана Петровича Попова. В их старинном роду испокон веков было немало священнослужителей. Саша знал: придёт время, станет священником и он.
После Богослужения вместе с отцом Александр отправился в бесплатную школу для детей рудницких рабочих, которую батюшка недавно открыл в посёлке. Едва они вошли, раздался звонок на урок. Но сколько Саша ни крутил головой, он так и не понял, кто же звонит в колокольчик. Отец улыбнулся и показал рукою куда-то вверх. Там, на стене, почти под самым потолком, висела небольшая деревянная коробка. На ней было закреплено медное полушарие, по которому сбоку постукивал железный молоточек. От конструкции по стене тянулся длинный провод. «Электрический звонок», — объяснил сыну священник. В тот самый момент Сашу Попова впервые посетила мысль о том, как это, наверное, удивительно и интересно — создавать такие приборы.
Неподалёку от посёлка находился горнодобывающий завод. Саша стал туда наведываться. Часами мог рассматривать станки, паровые машины и прочие механизмы. А по ночам штудировал учебники по физике и математике. К 1877 году, когда за плечами у Александра уже были духовное училище и семинария, молодой человек понял, что священство, к которому он относился с трепетом и уважением — всё же не его путь. Попов твёрдо решил связать жизнь с наукой. Особенно привлекала его электротехника. Исследованиями в этой, тогда ещё относительно новой области, Александр стал заниматься на физико-математическом факультете Петербургского университета. Способный студент, он уже к третьему курсу получил должность ассистента профессора. В 1880-м году Попова пригласили экспертом на первую Петербургскую электротехническую выставку. Чего там только не было! Телефон Бэлла, телеграф Якоби. Александр увлекательно и подробно рассказывал посетителям выставки о том, каким образом устроены и действуют все эти потрясающие изобретения. Мог ли он тогда представить себе, что очень скоро и сам сделает открытие, которое изменит мир?
В 1895 году Александр Степанович, к тому времени уже кандидат физических наук, читал курс гальванотхники в Кронштадтской морской военной академии. Именно тогда ему в голову и пришла мысль о возможности с помощью электромагнитных волн установить между кораблями постоянную и мгновенную связь. Взяв за основу грозоотметчик — прибор, созданный немецким физиком Генрихом Герцем — Попов разработал приёмник-передатчик электромагнитных колебаний и продемонстрировал его на заседании Русского физического общества. Сохранился протокол собрания, в котором сказано: «Несмотря на значительное расстояние и каменные стены, расположенные на пути распространения электрических волн, звонок прибора громко звучал». Завершая свой доклад, Попов заметил, что при дальнейшем усовершенствовании его прибор может быть применен к передаче сигналов на дальнее расстояние. 7 мая 1895 года — день, когда Александр Степанович представил свой прибор учёной общественности — с тех пор принято считать датой рождения радио.
Первая текстовая радиограмма с помощью приёмника Попова была передана уже в следующем году. Тогда она смогла преодолеть всего 250 метров. Но уже через пару лет Попов сумел увеличить это расстояние до нескольких сотен километров. Когда в 1899 году у шведского острова Готланд сел на мель российский броненосец «Генерал Апраксин», Попов из Кронштадта успешно провёл более четырёхсот сеансов радиосвязи с кораблём. Это помогло спасти судно.
Быть может, кто-то удивится, но всё, к чему мы привыкли в наши дни: телевидение, мобильная связь, интернет — вышло из того самого прибора, первого радиоприёмника Попова. С утренних радиопрограмм мы начинаем день, едем в автомобиле, ловя любимую волну. Изобретение не только является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, но и помогает решать важнейшие задачи в развитии технологий, в медицине, в военном деле и других отраслях. Александр Степанович, без сомнения, был бы этому очень рад. Ведь не зря он говорил: «Все свои знания, весь свой труд, все свои достижения я отдаю моей Родине».
Все выпуски программы Жизнь как служение
7 мая. О святых воинах
Сегодня 7 мая. День памяти Мученика Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов, пострадавших за Христа в III (3) веке.
О святых воинах, — протоиерей Константин Харитонов.