Книга Притчей Соломоновых, Глава 19, стихи 16-25
Среди сегодняшней подборки афоризмов Царя Соломона хочется сфокусироваться на одной фразе: «Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его». Тот, кто знаком хотя бы поверхностно с литературой по психологии, знает, как много внимания страху уделяют современные науки о душевном здоровье. В определённом смысле, тот, кто может «докопаться» до глубинных страхов человека — получает возможность радикальным образом изменить его жизнь: ведь страхи «работают» на досознательном уровне — но когда выводятся на поверхность, «обличаются», тщательно просматриваются и проговариваются — они перестают быть кошмарными чудовищами, — теми грозными силами, которые раньше держали душу в своей власти.
Но неужели тогда призыв к «страху Господнему» — с точки зрения современной психологии — это по определению разрушительная, деструктивная установка для человека? Но — не будем торопиться с выводами! Давайте лучше внимательнее вчитаемся: страх Господень — внимание! — ведет к жизни, — это раз; второе — кто имеет его, всегда будет доволен, и, наконец, третье — зло не постигнет его. Другими словами, автор притчей описывает имеющего страх Господень человека как совершенно счастливого: у него жизнь «жительствует», он внутри себя вполне доволен и удовлетворён, да и снаружи беды и горести предпочитают его обходить стороной. Где тут хотя бы намёк на ту или иную душевную проблему или тем более патологию? Получается, либо само по себе утверждение автора — обманчиво, либо — наше понимание страха Господнего — ошибочное? Я склоняюсь, конечно же, ко второму.
Что же тогда представляет собой этот поистине целительный «страх Господень»? Для объяснения я бы протянул ниточку от Ветхого Завета к Новому, к посланию апостола Павла к Ефесянам, где он говорит: жена да убоится мужа своего! Так и хочется спросить — а если она и правда своего мужа любит? Как ей тогда его бояться? Разве страх — не противоположен любви? И вот теперь мы вплотную подошли к ответу. Страхи бывают очень разные. Есть тревога. Есть паника. Есть цепенеющий ужас. Есть просто боязнь. А есть — трепет, благоговение. Когда у вас в руках оказалась нежнейшая, изумительная в своей красоте и уязвимости бабочка — и вы боитесь неуклюжим движением повредить эту невиданную грациозность и красоту. Когда жена так боится своего мужа — она просто благоговеет перед их любовью друг ко другу и трепетно оберегает отношения, чтобы между ними никакая чёрная кошка не пробежала. И если с такого ракурса посмотреть на страх Господень — становится понятно, что это — не сковывающий душу ужас, а трепетное благоговение перед Тем, Кто и привёл нас в этот мир, Кто ежесекундно о нас заботится, Кто бесконечно велик по сравнению с нами — но чья любовь к нам ещё более уязвима, чем бабочка в ладони — потому что она была однажды распята на Кресте!