Книга Бытия, Глава 27, стихи 1-41
Только что мы услышали отрывок из истории одного из выдающихся родоначальников еврейского народа по имени Иаков. Его жизнь начинается с очень неприглядного поступка — он обманывает своего старшего брата и престарелого отца, чтобы получить первородство. Почему же, спросим мы, такой человек стал в итоге во главе богоизбранной нации? Почему Бог допустил, чтобы он явился одним из предков Сына Божия, Иисуса Христа? Неужели Священное Писание таким образом поощряет нас идти к своей цели, несмотря ни на что, используя любые средства? Это вопросы, которые неизбежно возникают при знакомстве с этим эпизодом.
Все станет на свои места, если мы приглядимся к этой истории внимательней. Старший брат Иакова по имени Исав был человеком мужественным и прямым. Но его совершенно не интересовала та миссия, которую Господь возложил на их семью. Именно поэтому он с легкостью продает свое первородство за чечевичную похлебку. Он совершенно безразличен к вопросам веры и нравственности. Об этом красноречиво говорит то, что вопреки воле родителей, он женился на язычницах. А за его необузданный нрав и распущенность апостол Павле прямо называет его «блудником и нечестивцем». Иными словами, несмотря на его прямодушие и мужество, он показал полную несостоятельность для дела руководства народом Божиим. А именно этим должен был заняться старший сын после смерти отца.
Иаков иной человек. В его сердце живет вера. Он жаждет всей душей принять полноценное участие в той миссии, к которой Господь призвал его отца Исаака и деда Авраама. Поэтому он всеми правдами и неправдами и пытается заполучить первородство. Иаков горит любовью к Богу, а потому и совершает такой предосудительный в глазах людей поступок. И посмотрите, Библия в итоге не осуждает его. Она показывает, что так совершилась воля Божия. Действительно, именно от одного из потомков Иакова родился Иисус Христос. Именно поэтому Исаак, чувствуя, что совершилось нечто, что человеку нельзя постичь своим умом, не наказывает своего сына.
Конечно же эта история не о том, чтобы мы шли к своим целям по головам, оправдывая это тем, что так угодно Богу. Здесь совершенно иной акцент. Скорее она открывает нам важный духовный закон. Одно дело, когда судим о людях мы, другое, то, как их видит Бог. Мы обращаем внимание на внешность, черты характера, темперамент. Господь в первую очередь смотрит на сердце, Ему важно, на что оно готово ради Него. Насколько глубоко в нем может укоренится вера. Такому человеку Он даст в итоге победить все свои недостатки, а все его поступки, даже неприглядные, обратит в итоге на пользу ему самому и тем, кто его окружает.