Книга Бытия, Глава 15, стихи 1-15
Практически каждый из нас имеет опыт общения с человеком, которого можно назвать словом начальник. Будет ли это старший по званию, кто-то выше тебя в иерархическом смысле, директор в школе, руководитель производства или кто бы то ни было еще. Что характерно для этого опыта? Почтительность, уважение, трепет, страх? Нередко мы боимся оскорбить такого человека неправильными словами или делами, говорим не то, что у нас на сердце, а то, что он хочет услышать. Конечно, все это проявляется в разной мере, но так или иначе, всякому эти ощущения знакомы. Есть у нас, правда, и другой опыт: опыт общения с близкими людьми, с родителями, с супругами и друзьями. Эти отношения отличаются простотой и непосредственностью, мы не только проявляем любовь и уважение, мы можем сомневаться и спорить. Имея в сознании, и тот, и другой опыт зададим себе вопрос: какой из них мы распространяем на Бога? Кто Он для нас? Начальник или Родитель, недосягаемо старший по званию или друг? Задумаемся над этим…
В сегодняшнем чтении мы видим пример общения Бога и праотца Аврама. И естественно мы можем задать себе тот же вопрос. Каковы их отношения и что может быть их аналогией в нашей жизни?
Аврам спит после испытания, которое в русском переводе названо происшествием. И вот в ночном видении Бог говорит ему, что Он будет награжден чем-то значительным. Но что же мы слышим из уст Аврама? Он сомневается в том, что Бог способен наградить его чем-то стоящим. Богатство у него и так есть, а вот детей нет. Бог не гневается на него за сомнения, но выводит его из шатра и, показывая ночное небо, уверяет в том, что потомков у него будет бесчисленное множество.
То, что происходит дальше является одним из ключевых моментов истории спасения: Авраам верит Господу и Тот вменяет ему эту веру в праведность.
Какое же чувство испытал Аврам, когда поверил? То ли, что испытывает человек, доверяющий начальнику, который обещал не сокращать его в трудное время? Или то, которое испытывает ребенок наконец оказавшийся на руках у матери? Конечно, последнее. Это чувство доверия, уверенности и полной преданности, без оглядки и без подозрений. Сегодня психологи любят говорить о том, что у человека должно быть так называемое базовое доверие к миру. Но оно может быть полноценным, только если у человека есть базовое доверие к Богу. Если он не трепещет перед Ним как перед строгим начальником, но любит Его как родного Отца. Эта вера, принята Богом как праведность потому что именно поверив, человек обретает полноту и становится таким, каким должен быть.