Книга Притчей Соломоновых, Глава 14, стихи 27-35
Книга Притчей Соломоновых, Глава 15, стихи 1-4
Притч. XIV, 27 - XV, 4. Как и во многих других отрывках книги Притчей Соломона отдельные сентенции здесь не объединены друг с другом единым общим смыслом. Вообще, при чтении этой книги порой возникает ощущение, что автор постоянно перескакивает с одной темы на другую. Так и здесь: в относительно небольшом отрывке Причтей содержатся высказывания, которые посвящены отношению человека с Богом, принципам твёрдого государственного устроения и отдельным аспектам нравственности. Но эти темы раскрываются не последовательно, а довольно хаотично. Все это неудивительно, если помнить об истории появления книги Притчей Соломона: несмотря на то, что она носит имя конкретного царя, авторов у нее несколько, все они жили в разные эпохи и имели разные занятия, кто-то из авторов известен, кто-то нет. Всего же в этой библейской книге содержится около девятисот афоризмов. Именно так — как сборник афоризмов — и стоит рассматривать книгу Притчей Соломона.
Вообще говоря, идея создать единый сборник высказываний на тему мудрости — очень хорошая и сама по себе мудрая идея. За счет свой краткости, емкости и, иногда, парадоксальности, такие сентенции хорошо запоминаются, следовательно, к ним легко обратится в повседневной жизни. Особенно же важно это при возникновении какой-либо «внештатной» ситуации.
Такой, как, например, внезапная вспышка раздражения. Об этом как раз и говорит один из тех афоризмов, которые мы слышим сегодня: «У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость» (Притч. 14:29). Предстать перед окружающими раздражительным не так страшно, как показать свою глупость. Если помнить слова книги Притчей, то тот факт, что она приравнивает раздражительность к глупости, в некоторых случаях способен спасти ситуацию. Связь между раздражительностью и глупостью очевидна: то, что человек способен сказать и сделать в состоянии раздражения в дальнейшем исправить бывает или очень сложно, или же невозможно. Соответственно, впадение в раздражение — это не решение проблем, это новые, еще худшие, сложности. Умножение же сложностей нельзя назвать разумным поступком. Именно поэтому книга Причтей Соломона называет глупостью раздражительность. Впрочем, толкователи видят здесь нечто большее: раздражительность они противопоставляют терпеливости. А только терпеливый может сделать то, на что не способен раздражительный, который, как выразился святитель Григорий Двоеслов, не «может истинно настоять в научении добру, если в жизни не умеет равнодушно переносить оскорблений со стороны других».