Книга Бытия, Глава 13, стихи 12-18
В сегодняшнем чтении мы услышали рассказ о том, как Авраам и Лот расселились по земле обетованной со своими семьями. Авраам, как написано стал жить в земле Ханаанской, а Лот стал жить ближе к Содому. Сложно себе представить какие душевные переживания наполняли душу праотца Авраама. Из далекой Месопотамии, сначала из Ура, а потом из Харрана он пришел в эту совершенно чужую для него землю, населенную людьми, с которыми его ничего не связывало. Но в то же время, пришел не один. И дело не в том, что его сопровождали рабы и слуги, и даже не в том, что с ним была жена, с ним был Лот, его племянник, соработник и, по всей видимости, друг. Имения их были раздельными, но сами они были вместе и вместе хозяйствовали. Но вот пастухи Авраама не поделили пастбища с пастухами Лота и он предложил своему дяде жить порознь. Разойтись вместо того, чтобы приложить усилия, помириться и жить вместе. Даже таким людям как Авраам и Лот иногда свойственно идти по пути наименьшего сопротивления.
В сегодняшнем тексте мы застаем родственников и друзейуже живущими раздельно. Причем бытописатель несколько подробнее говорит в начале о судьбе Лота. Племянник Авраама отправился жить в один из городов в окрестности, как говорит Писание «раскинул шатры свои до Содома», жители которого были очень злы и весьма греховны перед Богом. Лот предстает загадочной фигурой праведника, который ошибается в решении бытового вопроса и явно неправильно выбирает место жительства… Однако это не делает его сразу отпавшим от Бога грешником и до поры он будет жить в том месте которое выбрал. До поры он будет пожинать плоды своего решения, хотя в итоге, как мы знаем, ему придется спасаться бегством, потеряв не только имущество, но и супругу… Выбор неправильного жизненного пути не означает для праведного человека погибели, но последствия такого выбора практическинеизбежны.
Что же происходит с Авраамом?
Всякий человек, который стремится быть верным Богу, в подобных ситуациях может особенно остро чувствовать свое одиночество. Часто это случается в тот момент, когда его нравственная и шире жизненная позиция серьезно расходится с позицией окружающих, но иногда он не только духовно, но и физически остается один. Впрочем, оставшись один он не остается в одиночестве и в этом главный смысл рассказа, который было важно усвоить слушателям, что в древности, что в наши дни.
Становясь христианином человек может почувствовать отчуждение от окружающих. Иногда он отдаляется сам, что, конечно, неправильно. Человек перестает общаться с людьми, которые живут прежними интересами, вместо того, чтобы не нарочито и без насилия, своими поведением открывать людям благую весть, которую узнал сам. Но нередко от уверовавшего отдаляются сами люди, и он остается один. В этой ситуации важно вспомнить, что Бог всегда пребывает с нами. Научившись быть с Ним мы научимся переносить любое одиночество и пусть праотец Авраам будет для нас примером.