Книга пророка Исайи, Глава 29, стихи 13-23
Ис. XXIX, 13-23. Бог сотворил нас личными существами. Однако способность быть личностью проявляется в нас в результате общения. Мы взрослеем и формируем себя, общаясь друг с другом и со своим Творцом. В то же время очевидно, что общению необходимо учиться, ведь оно может быть очень разным: искренним и глубоким или, напротив, лицемерным и поверхностным. Читая Священное Писание, мы со всей очевидностью можем понять, что Бог сотворил нас для общения с Собой. Неслучайно, говоря о Нем, современные богословы утверждают, что лица Отца, Сына и Святого Духа обращены друг другу в вечном разговоре, в вечном общении любви. Мы сотворены по образу и подобию Бога и до грехопадения были так же способны именно к такому общению. Однако грех, стыд и враждебность друг к другу проникли в наше сознание и мы стали общаться как чужие, стали использовать друг друга в своих целях. Казалось бы в этом нет особенных проблем, в конце концов человек сам волен распоряжаться своим сердцем и своими мыслями. Только дело в том, что лицемерие и двуличие распространяется на все его существо, мысли его начинают двоиться и это вводит разлад во всю его жизнь, даже в те ее сферы, в которых он хочет оставаться правдивым. Он оказывается неспособен любить даже тех, кого хочет, неспособен быть искренним даже с самыми близкими… И, конечно, этой же болезнью оказывается поражена его способность к общению с Богом. Может показаться, что здесь все должно быть иначе, ведь это в первую очередь сердечное общение. Но раздвоенность входит в нас до самой глубины нашего естества. Она проявляется в нашей речи, в наших мыслях, в самых сокровенных желаниях нашего сердца. Все эти сферы оказываются в разладе между собой. Внешне, обращаясь к Богу, мы говорим Ему одно, в то время как сердцем желаем другого… Мы даже способны учиться жить по заповедям, только для изучения избираем заповеди человеческие, удобные и практичные. Казалось бы это то же дело наше, собственно человеческое, но одна из главных мыслей книги пророка Исаии, заключается в том, что Богу это не безразлично и Он не оставит нас с таком состоянии. Мир стремится к новой искренности, все больше людей заявляют о том, что устали от неправды и готовы бороться за возможность говорить то, что думают… Однако все оказывается не так просто. Стремясь разобраться в себе, мы вдруг видим, что наши желания изменчивы, а мысли не крепки. Любой врач сможет указать нам на разницу между нашими желаниями и тем, что нам действительно нужно. Но не тем ли более Бог, который нас сотворил. От Него невозможно скрыться в глубину, невозможно обмануть Его и отделаться словами, которые сказаны вслух, потому что Он знает о чем говорит наше сердце. Современное стремление к искренности с точки зрения церкви можно только приветствовать. Только эта искренность должна быть настоящей, соединяющей разрозненные части нашего существа, приводящей нас к миру наших мыслей и сердечных желаний с Богом.