Книга Притчей Соломоновых, Глава 12, стихи 23-28
Книга Притчей Соломоновых, Глава 13, стихи 1-9
В только что прозвучавшем отрывке премудрый Соломон не раз подчеркивает одну черту, которая характерна для мудрого человека. Он умеет хранить молчание. И напротив, безрассудный в любой ситуации стремится высказаться и в результате наносит вред своей душе и душам тех, кто его окружает. С этой истиной вряд ли кто будет спорить. Не случайно говорят: «Молчание — золото», «Кто молчит, тот двоих научит». Но в чем же его ценность? Только в том, что если молчишь, за умного сойдешь? То есть, только ради прагматической выгоды? В христианской традиции ценность молчания совершенно в другом.
Однажды к известному проповеднику митрополиту Антонию (Сурожскому) с вопросом пришла одна почтенная старушка. «Батюшка, большую част своей жизни, я молюсь, однако до сих пор не могу услышать Бога. Почему так?» На это митрополит ответил: «А вы хоть раз за все это время давали Ему вставить слово?» «Нет, — призналась она, — но разве смысл молитвы заключается не в том, чтобы обращаться к Богу словами молитвы?» «Вряд ли, — ответил владыка Антоний, — Попробуйте просто несколько минут в день молча заниматься своим делом, но с той мыслью, что вы находитесь перед лицом Божиим». Через некоторое время женщина вернулась к владыке со словами благодарности: «Удивительное дело, — начала она, — я сделал так как вы мне рекомендовали. Просто тихо сидела и вязала с той мыслью, что нахожусь перед лицом Божиим. И вы знаете, в тот момент я почувствовала себя как бы окутанной Его присутствием».
Замечательная иллюстрация важного духовного закона. Для того, чтобы услышать Бога, не достаточно призывать Его к диалогу при помощи разного рода молитвословий. Необходимо научиться молчать своим умом и своими чувствами. Ведь только в этом случае мы можем расслышать Его ответ. Когда в нашей душе какофония из разного рода мыслей, впечатлений и переживаний, мы не расслышим Его слова, даже если Он будет кричать, а мы будем всеми силами стараться Его услышь. Но все великое начинается с малого. Поэтом и внутреннее молчание, которое жизненно необходимо для полноценного богообщения, начинается с внешнего. Перво-наперво нам необходимо взять под контроль свой язык. С этого и начинается подлинная мудрость. Не потому что человек перестает говорить лишнее. А потому что, по мере того как будут замолкать его уста, будет успокаиваться его ум и его чувства. И в этой сердечной тишине он все громче и громче будет слышать голос Творца.