Сегодня я хочу прочитать вам, друзья, чудесное пасхальное стихотворение нашей современницы, поэтессы и переводчицы — Екатерины Кондратьевой, с которой мы вместе были когда-то прихожанами московского храма Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в Шубине.
Я вспоминаю, что поэзия Екатерины неоднократно появлялась и в нашем приходском журнале… Прошло время, и вот — в наши дни, в новом веке, в издательстве «Волшебный фонарь» — вышла Катина книга под названием «Письма Пенелопы», которая вместила в себя написанное ею за четверть века.
«…В поэтическом мире Кондратьевой просторно, светло и воздушно, — пишет в предисловии к этому сборнику поэт-собрат Екатерины — Григорий Зобин. — …Словно хоры в антифонном пении, аукаются в этих стихах времена и пространства, порой споря, порой поражая неожиданностью совпадений. Отражения в стёклах московской подземки становятся двойным отражением в зеркальных залах дворцов Екатерингофа и Павловска. Собственные черты откликаются в сыновних и — через тысячелетия — узнаются в Пенелопе и Телемаке…»
Конец цитаты.
А сейчас я прочитаю, как и собирался, стихотворение 1991 года под названием «Что значит радость».
Рядом с датой под этим стихотворением есть помета: «Кириопасха», — то есть тот день, когда самый главный православный праздник совпадает с Днём Благовещения Пресвятой Богородицы… Читаем.
I
Я узнала, что значит радость,
И теперь поделюсь со всеми
Благодатною лаской света
И нежнейшим дыханьем дней.
Сокровенное приближенье
Одолело и страх, и темень,
Очарованное звучанье
Стало явственней и земней.
II
Озоруют поэты в застолье,
Тешат души пасхальным вином,
И мои утихают уголья
На пиру благодатном двойном.
Из ладоней расплещется радость,
Растворится во влажных словах,
Но останутся милость и благость,
И восторженный вздох на губах.
Екатерина Кондратьева, «Что значит радость», 1991 год, Кириопасха, стихи из книги «Письма Пенелопы»
Завершая программу, посвящённую поэту Екатерине Кондратьевой (которая, кстати сказать, поёт в церковном хоре), — я вновь хочу обратиться к предисловию, написанному к сборнику «Письма Пенелопы» — нашим общим другом, поэтом Григорием Зобиным.
В финале своего текста, поэт-собрат цитирует строфу как раз из цикла «Письма Пенелопы». Эта строфа так хороша, что я просто не могу не привести её здесь.
…Небеса, и прибой, и Итака —
Всё объято системою мер.
И одно лишь Превечное Слово
Не вместить в стихотворный размер…
Сегодня мы говорили, друзья, о поэзии нашей современницы Екатерины Кондратьевой.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.