Книга Бытия, Глава 8, стихи 4-21
Отрывок, который только что прозвучал, рассказывает об окончании великого катаклизма, который всем нам известен под именем Великий потоп. Помимо разного рода подробностей, из которых мы узнаем, где остановился ковчег, как Ной понял, что вода ушла с земли, привлекает внимание упоминание о том, что именно сделал праведник в первую очередь, когда он и его семья вышли из корабля. Ной устроил жертвенник и принес на нем жертву Богу.
Жертвоприношение было неотъемлемой частью проявления религиозной веры в древнем мире. Существует предание, что совершать его научил человека Сам Бог. Вспомните эпизод изгнания Адама и Евы из рая. Говориться, что Господь делает им кожаные одежды. По словам христианского толкователя, прп. Ефрема Сирина, так Творец с одной стороны учит их выживать в суровых условиях, с другой устанавливает обычай жертвоприношения.
Какой же смысл в этом действии? Безусловно, Господь не имеет нужды во всем этом. В первую очередь в этом нуждался сам человек. Как от животных, так и от всех тех плодов, которые давала земля, зависела жизнь людей. Возвращая все это Богу в виде жертвы, которая сжигалась на огне, человек тем самым подчеркивал ту идею, что его собственная жизнь принадлежит Творцу. Он ее хозяин, господин, но при этом Он и ее хранитель. Человеческая судьба находится в надежных, заботливых руках. Поэтому, кстати, в дар Богу приносили лучшее. Если речь шла о плодах, то это должны быть самые спелые и сочные, если речь о животных — они не должны были иметь никакого дефекта. Вполне логично, что Ной, который только что вышел из ковчега, принес жертву. Это была благодарность, за то, что его жизнь, которая в любой момент катаклизма могла прерваться, все еще находится в руках Творца. Он заботится о нем и не отпускает от Себя.
Но не только в этом смысл жертвы. Она всегда имела и пророческий смысл. Особенно это касалась жертвоприношения животных, во время которых проливалась кровь. Этот акт всегда наделялся глубоким мистическим смыслом. Кровь животного в сознании древнего человека смывала грехи того, кто приносил жертву, и вместе с тем пророчески указывала на какое-то событие глобального масштаба, которое установит совершенно иной порядок вещей. По мысли христианских богословов, все ветхозаветные кровавые жертвы — это прообраз жертвы Иисуса Христа, Который словно жертвенное животное взял на Себя грехи всего человечества и был распят на кресте. Поэтому нередко в христианской традиции Спасителя прямо называют «агнец», то есть ягненок.
С приходом в мир Спасителя кровавые жертвы больше не приносятся. Однако, это не означает, что личные жертвоприношения перестали существовать. Просто вместо внешнего действия акцент делается на внутренней работе. Как говорится в одном из псалмов, наша жертва — это сердечное сокрушение и смирение перед Богом. И это жертвоприношение также необходимо не Богу, а человеку. Ведь наша жизнь принадлежит не нам, а находится в Его руках.