Книга Притчей Соломоновых, Глава 10, стихи 1-22
Перед нами — ряд приточных изречений очень разного содержания, своего рода собрание разрозненных афоризмов. Перед нами парами предстают мудрый и глупый, богатый и бедный, прилежный и ленивый, благочестивый и нечестивый, отец и сын, муж и жена, царь и подданный. По своей форме такой способ изложения называется «антитетический параллелизм». Автор словно проводит нас по узкой тропке на краю обрыва, постоянно показывая, где — надёжный, спасительный путь, а где — погибель. Но чем внимательнее вчитываешься в эти афоризмы — тем ощущаешь себя хуже и хуже.
Почему? Причина проста: увы, мы весьма далеки не то что от совершенства — а даже от элементарной человеческой мудрости, которая здесь воспевается. Как не вспомнить из глубины сердца возопившего апостола Павла: бедный, ох и бедный же я человек! Что хочу делать — того не делаю, а что не хочу — именно то и творю… Попробуйте-ка сыграть любое музыкальное произведение на сильно расстроенном пианино — придётся затыкать уши, потому что такую пародию слушать просто невозможно! В этом-то и заключается главная беда всего человечества, что с грехопадением напрочь был утрачен людьми тот самый «духовный слух», только который и позволял не фальшивить — то есть не грешить, не увлекаться соблазнами, не поддаваться искушениям. И если бы не Христос Спаситель — Который Сам и пришёл в этот мир как Абсолютный, кристально чистый тон правды и праведности — мы бы по сей день продолжали отстаивать с пеной у рта каждый своё собственное представление о том, что — правильно, а что — нет.
Хотя… разве не продолжается эта война мнений по сей день? Разве для всех евангельские идеалы стали абсолютным и непререкаемым ориентиром? В чем же тогда причина? Неужели напрасно приходил Христос — если даже Ему, Самому Воплотившемуся Богу, оказалось не под силу изменить тональность всего человечества?
Но — не будем торопиться с такими радикальными утверждениями. Ведь как бы то ни было — мы живём в цивилизации, очень и очень многим обязанной именно христианству. Каким чудом оказалось переквашенным богатейшее языческое наследие культуры, наук, философии — что по сей день не прекращает своего развития и выдаёт на гора удивительные плоды? С чего это вдруг человек стал в центре мироздания — вытеснив собой стихийные силы и грозные духи? Откуда появилось такое дерзновение в отношении природы — не бояться её, а постигать и приручать? Многое, очень много можно было бы ещё сказать о том, какой далеко идущий след в истории человечества оставил Христос — но куда лучше не рассуждать об этом, а самому оказаться в удивительном потоке взаимодействия между Небом и Землёй, между Божественным и тварным — и с детским восторгом радоваться тем возможностям, которые открывает знание Христовой истины!