Адрес Казанского собора: Никольская, 3.
Если посмотреть с Красной площади на здание ГУМ, то слева от него можно увидеть невысокий, но удивительно красивый, какой-то по-домашнему уютный храм. Это Собор Казанской иконы Божией Матери.
Кажется, что стоял он тут всегда. Однако это не так… Впрочем, по порядку…
Как следует из названия, храм этот стал памятником, воздвигнутым в память об освобождении Москвы да и всего русского государства от польских захватчиков.
В 1611 году в Москву, занятую тогда поляками, прислан был из Казани образ Богоматери, с которым отбили у врагов Новодевичий монастырь. С наступлением зимы икону отправили обратно, но в Ярославле произошла ее встреча со Всероссийским ополчением Минина и Пожарского. Ополчение отправлялось к столице. Икона стала главной святыней Ополчения, которое в итоге одержало полную победу над интервентами.
Считается, что ранее здесь стояла деревянная церковь, а каменный храм построен был на средства Царя Михаила Фёдоровича осенью 1636 года. Храм стал одним из главнейших в Москве, а его настоятели всегда занимали почетные места среди московского духовенства.
Храм неоднократно перестраивался – в 18-м, несколько раз – в 19-м, и даже в 20-х годах 20-го века.
Последняя реконструкция проводилась в 1925-1930 годах под руководством архитектора Петра Дмитриевича Барановского. В ходе реконструкции храму был возвращен первоначальный облик.
Но.
В 1936 году храм был снесен. Полностью. До основания.
Таким образом, вся история храма на момент сноса длилась триста лет.
Да тем бы и закончилась. Если бы не одно обстоятельство. В ходе последней реставрации Петр Дмитриевич Барановский сделал тщательнейшие замеры храма. И результаты этих замеров сохранились.
А в 1990-93 годах Московское городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры восстановило храм. Автором же проекта выступил архитектор Олег Игоревич Журин, один из учеников Барановского. Основные средства для строительства (помимо народных пожертвований) выделило правительство Москвы.
Понятно, что основной святыней храма Казанской иконы Божией Матери является список с этой иконы, одного из самых чтимых образов Богородицы на Святой Руси.
Сама икона была похищена в 1904 году из Богородицкого монастыря в Казани.
Похитителя нашли: им оказался двадцативосьмилетний крестьянин, имени которого и называть-то не хочется. Он утверждал, что драгоценности и оклад продал, а саму икону расколол и сжёг в печи.
С тех пор настоящая Казанская икона считается утраченной…
А храм... храм, вот он! В самом сердце столицы, на Красной площади.
Как добраться до Казанского собора:
109012, Никольская, 3
староста 698-27-26
свечной ящик 698-19-96
церковный дом 698-27-01
по вопросам сайта: support[@]kazanski-sobor.ru
Адрес сайта: http://www.kazanski-sobor.ru/_index.php?page=1
Как проехать к Казанскому собору:
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.