Книга Притчей Соломоновых, Глава 9, стихи 12-18
Как прекрасно живописует автор книги Притчей искушение — которое неизбежно подстерегает всякого человека, ищущего мудрости! И в этом испытании нет ничего странного: ведь только отталкиваясь от чего-то мы можем начинать движение!
Примечательно, как красочно показаны в образе развязанной женщины приходящие к нас соблазны: они шумны, навязчивы, привлекают обещанием удовольствия и сладости. Их задача — зацепить наше внимание и удерживать как можно дольше — чтобы греховная сладость успела просочиться в наше сердце и вот тогда мы уже — в ловушке!
Книга Притчей не только описывает нам, как действует соблазн — но и даёт вполне действенную рекомендацию, что делать в ситуации подступившего искушения. Рецепт прост: встретил соблазн — отскочи немедленно! Здесь нельзя пускаться в размышления, а соблазн ли это — или не вполне соблазн, а насколько у меня много сил, чтобы ему противостоять — потому что как только наше внимание замедлилось на источнике искушения — мы уже оказываемся на скользком льду стремительно уходящей вниз воронки, и сами не заметим, как очутимся на самом дне. Вся духовная борьба происходит прежде всего на уровне помыслов — тех вбросов мыслей, образов или чувств — которые оказавшись в сердце, работают как гранаты: не успел выкинуть обратно — может и в клочья разнести!
Но для того, чтобы быть устойчивыми к соблазнам, абсолютно необходимы две вещи: постоянное внимание к тому, что происходит на сцене нашего сознания — и ясное понимание должного и недолжного. Дух человека — наш «внутренний режиссёр», который когда бодр, весел и трезв — быстро определяет пытающегося взобраться на сцену ума непрошенного гостя и легко его выдворяет прочь. Но когда нашему «режиссёру» самому плохо, он в унынии, или одержим гневом, или пережёвывает обиду — вот тогда он с лёгкостью будет пропускать кого попало — с неминуемыми печальными, а то и трагическими последствиями. Ведь когда в душе — «проходной двор» без хозяина, рано или поздно всё, что было в душе хорошего — оттуда исчезнет.
Значит, наипервейшая задача, которая стоит перед нами — в особенности Великим Постом — развивать навык постоянного «внутрьпребывания» — как об этом говорит святитель Феофан Затворник. Мирный, благостный и добрый дух — вот главная защита нашей души от любых приходящих к нам соблазнов!