Книга Бытия, Глава 7, стихи 6-9
Отрывок, который мы только что услышали, начинается с упоминания возраста Ноя. Говорится, что ему было 600 лет, когда начался потоп. Вообще, цифры в Библии — это отдельная большая и сложная тема. Чего стоят только одни попытки привести к общему знаменателю разного рода хронологии. На эту проблему обратили внимание уже древние христианские толкователи. Так, один из авторитетнейших церковных авторов блж. Иероним Стридонский писал: «Перечитай все книги Ветхого и Нового Завета, и ты найдешь такое разногласие в годах и такую запутанность чисел между Иудою и Израилем, т.е. в отношениях того и другого царства, что обращать внимание на вопросы подобного рода может казаться делом не столько любознательного, сколько праздного человека».
Продолжительность жизни допотопных патриархов — это отдельная большая проблема. Библия предлагает поразительные цифры. Средний возраст их жизни колеблется от 900 до 1000 лет. Как это понимать? Существуют различные версии. Некоторые говорят, что эти цифры нельзя понимать буквально. Это нечто вроде метафоры, которая указывает на величие и значимость потомков Адама. Другие утверждают ровно обратное. Эти цифры необходимо понимать исключительно буквально. Порой этот вопрос становится для читателей настолько принципиальным, что они вступают в жаркие дискуссии со своими оппонентами, и порой дело доходит до взаимных обвинений в некомпетентности и даже вражды.
Есть ли способ разрешить эту проблему? Представьте себе такую ситуацию. Мы смотрим на икону вмч. Георгия Победоносца и вдруг замечаем, что глаза у него зеленые, а не карие, как на другом изображении. Или же видим, что одежда Пресвятой Богородицы больше похожа на средневековые придворные наряды, а не на одежду палестинских женщин первого века. Все это не вызывает у нас вопросов. Мы не говорим, что это неправильные иконы. Ведь мы знаем, что иконографическое изображение с одной стороны исторично, так как изображает реальных людей, с другой — условно и даже символично. И очень часто четкую грань между этими двумя началами провести невозможно. Да и не нужно! Ведь икону мы используем в совершенно иных целях. Она служит для нас источником богословских смыслов, а также помогает нам сосредоточиться во время молитвы.
Вот точно так и Священное Писание. Оно также во многом иконично. Если мы хотим использовать его по назначению, не следует предъявлять к нему те требования, которые мы предъявляем к научным исследованиям по истории, астрофизики, палеоботаники, или же исторической географии. В первую очередь Писание — это богословие. Оно показывает, как Бог действует в истории человечества и объясняет, что нам необходимо сделать для того, чтобы Он вошел в нашу жизнь. Выверять с линейкой и разглядывать под микроскопом каждый факт, о котором нам говорит библейский текст, на предмет как же это соотносится с мировой историей и современными научными данными, дело не бесполезное. Но в таком случае мы всегда рискуем закопаться в археологической пыли и упустить главное. Увидеть ту спасительную весть, которая содержится в этом священном тексте. Как замечательно сказал об этом прп. Иоанн Кассиан Римлянин: «Проникнуть в основание и сердцевину небесных слов, созерцать в них глубокие и сокрытые тайны очищенным взглядом сердца — этого не достигнет ни человеческая наука, ни мирская образованность, но только чистота души через просвещение Святым Духом».