Книга Притчей Соломоновых, Глава 8, стихи 32-36
Книга Притчей Соломоновых, Глава 9, стихи 1-11
Чем отличается путь человека светского, секулярного, в пути достижения мудрости — от пути человека церковного? С точки зрения первого мудрость — это результат труда и опыта. Однажды накопленные знания выталкивают носителя их на какой-то принципиально новый уровень осмысления — и вместе с жизненным опытом всё это и превращается в желанную мудрость.
Но сегодня из уст автора Притч мы слышим некий иной алгоритм — который заставляет задуматься. Здесь речь идёт не просто о какой-то житейской мудрости — но о Премудрости — которая цельна, неделима, неразбираема на составные элементы. Она или есть — или, увы, её нет. Вспоминается поговорка: о вкусах не спорят — потому что вкус или есть, или, увы, его нет и спорить тут бесполезно. Премудрость — это тоже своего рода тонкое духовное чутьё, которое позволяет отличать истину от лжи на уровне, лежащем за пределами чистой рациональности. Обладающего такой премудростью можно также назвать «прозревшим» — подобно человеку, у которого «открылись глаза» и теперь он воспринимает реальность качественно иначе.
Примечательно, что эта Премудрость не «зарабатывается» потом и кровью — она есть прежде всего дар, который даётся непропорционально усилиям по её получению. Точнее, есть только одно главное усилие: это искреннее желание обрести премудрость — и следовать за ней. И вот здесь мы подходим к самому главному в сегодняшнем чтении.
Образ Премудрости, которая построила себе дом, заколола жертву, растворила вино и созывает людей придти и насладиться хлебом и вином — чтобы полноценно жить в мудрости — прямо указывает на главное Таинство Христианской Церкви — Божественную Евхаристию, таинство Причащения телу и крови Христовых. Казалось бы — где связь между Евхаристией и Премудростью? Между актуализацией спасительной жертвы Иисуса Христа и тонким духовным зрением? Однако связь здесь — самая прямая. Ведь в причастии мы соединяемся с Самим Божественным Логосом — который один и есть источник Премудрости — которым и был сотворён весь мир видимый и невидимый. Правда, есть одна оговорка, которую нельзя забывать: мы соединяемся с Логосом, если только не относимся к тем самым «кощунникам» и «нечестивым» — или, как красиво выражена эта мысль в Последовании к причащению — если мы не приступаем к Таинству с презрением, надменным чувством собственной самодостаточности.
Да, вот такая у нас, христиан, есть уникальная возможность: благодаря Христу Спасителю через действие церковных таинств становиться причастными не житейской, но Самой Божественной Премудрости!