Божия Матерь Черной горы. Именно так называется икона, автором которой считают апостола Луку. По преданию, этот образ явил чудо, с которого началась невероятная, прекрасная и трагическая, история одноименного монастыря.
В четвертом веке два монаха, Варнава и Софроний, зашли в один из Афинских храмов поклониться иконе, которую написал апостол-евангелист. И неожиданно услышали голос Богородицы, Она велела следовать к Черной горе и основать монастырь в том месте, где найдется ее образ. На этих словах икона, движимая ангелами, поднялась в воздух и… исчезла.
Немало пришлось пройти Варнаве и Софронию, прежде чем в Малой Азии, в сорока километрах от понтийского Трапезунда, нашли они в горах то, что искали. Образ Богоматери в сиянии стоял прямо на отвесной скале! Монахи обрадовались, но и растерялись. Как можно здесь, на высоте больше тысячи метров, затевать строительство - ведь место совершенно не пригодно для проживания - рядом даже нет воды! И словно в ответ на их сомнения, из расщелины хлынула вода – этот источник до сих пор бьет на Черной горе.
Нескоро, камень за камнем построили Варнава и Софроний церковь на горе Черной. Вокруг этого храма и вырос монастырь, все здания которого уместились на небольшом плато. Снизу к нему ведет высеченная в скале лестница. Обитель просуществовала пятнадцать веков, пережила времена, когда под натиском османов пали Константинополь и Трапезунд. Здесь не знали бед вплоть до трагических событий начала двадцатого века. В те страшные годы греков выдворили с тех мест, где они проживали издавна - опустел и монастырь Божьей Матери на Черной горе.
Монахи успели захватить с собой немногие богослужебные предметы и книги. Удалось вывезти в Грецию и древний образ Богородицы. Много лет икона хранилась в Афинском музее. Потом ее перенесли в храм, который построили понтийцы в греческом горном поселке Кастанья, где природа напомнила им родные места.
А монастырь на Черной горе нынче стоит осиротевший. Он признан национальным памятником Турции, и сюда тянутся вереницей туристические автобусы. Но не звучат в каменных кельях слова молитв, не раздается пение в скальных храмах.
В 2010 году турецкие власти разрешили православным грекам отслужить в сумельском монастыре литургию – до этого в последний раз служба совершалась здесь в начале прошлого века. В 2012-ом вновь удалось получить разрешение, и на литургию в обитель Божией Матери Черной горы слетелись понтийцы со всего мира. Люди молились с надеждой, что когда-нибудь православные богослужения в древнем монастыре будут совершаться постоянно.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема