Книга Притчей Соломоновых, Глава 6, стихи 3-20
Еще несколько десятилетий назад тема труда была одной из самых важных в контексте государственной идеологии. В фильмах создавались положительные образы людей труда, о крестьянах и рабочих писались книги, из которых всякому было ясно: трудиться — это почетно. Потом наступила другая эпоха и возникло ощущение, что трудятся только те, кто вынужден, потому что не умеет зарабатывать иначе. В какой-то момент взрослые люди увидели, что для значимой части молодежи работать — это быть неудачником.
Основная тема сегодняшнего чтения — воспитание в человеке любви к труду. И, конечно, библейский взгляд на труд принципиально отличатся от сегодняшнего. Читая рассказ о жизни людей в саду эдемском, мы встречаем повеление Божие возделывать и хранить рай. Кроме того, человек был призван трудиться над своей душой, воздерживаясь от плодов с древа познания добра и зла. В результате грехопадения труд стал трудным, но не перестал быть важной необходимостью. Ведь только через труд — внешний и внутренний — человек и становился человеком, только возделывая рай и воспитывая собственную душу он был способен раскрывать в полноте замысел Творца о себе самом.
Если мы обратимся к закону Моисееву, мы увидим огромное число заповедей, которые связаны с трудом, с заслуженным отдыхом и, конечно, с обязательной оплатой труда. Причем оплатой своевременной.
Обращаясь к своему сыну, Соломон опирался на древнюю мощную культуру восприятия работы, как нормы человеческой жизни. Несомненно, в законе упоминаются те, кто не может работать, кто нуждается в помощи и поддержке, но это особенные люди, больные, убогие, немощные. Таким людям по закону оказывали безвозмездную помощь. Если же в помощи нуждался здоровый человек, ему помогали, но он должен был вернуть то, что было дано ему в займы. Именно об этом сказаны слова: «если ты попал в руки ближнего твоего», то есть если ты стал его должником «не давай сна глазам твоим и дремания векам твоим», поучись у муравья и пчелы, посмотри как они работают без всякого принуждения. Конечно, проще доверять людям, которые поддерживают твои слабости, легко, когда идут у тебя на поводу… Только помни, делают они это из личной выгоды и предадут тебя, когда придет время разорения. Соломон подробно описывает поведение грешника, которое ненавистно в очах божиих. Однако на этом чтение не заканчивается, потому что отцу важно не запугать сына, но призвать его к праведному пути. Пути на котором он будет трудиться не только над внешними предметами, но в первую очередь над своей душой.