Книга пророка Исайи, Глава 5, стихи 7-16
Только что услышанный отрывок посвящен важной теме, которая довольно часто встречается в книгах древнееврейских пророков — теме справедливости. Справедливость — это воздаяние, соразмерное поступку. Сегодня пророк Исаия приводит яркий пример того, как работает этот механизм.
Несмотря на то, что Земля Обетованная, Палестина, была дарована всему еврейскому народа и каждая семья должна была иметь на ней свой участок, богатые за долги забирали земли бедных и вопреки закону Моисея навсегда присваивали их себе. Люди превращались в крепостных. Поэтому и говорит им пророк Исаия: вы ведете себя так, как будто Земля Обетованная принадлежит одним вам. За это поведение народ постигнет неизбежное наказание: земля не даст урожая, великолепные дома будут стоять пустыми. Так пророк прямо намекает на одну из величайших катастроф, произошедших с еврейским народом, — Вавилонский плен.
И все же, несмотря на это воздаяние, отношения Бога и Его народа не ограничиваются бездушным законом «око за око, зуб за зуб». Господь использует закон справедливого возмездия лишь в исключительных случаях — когда человек встает на путь саморазрушения. Нечто подобное в своей практике используют психологи. Иногда душевная болезнь настолько прогрессировала, что единственное средство, которое может заставить человека увидеть проблему, переосмыслить свое поведение, захотеть измениться и стать в итоге здоровым, — это шоковая терапия. В противном случае — окончательное помешательство и самоуничтожение.
Но даже не это главное. Если врач зачастую руководствуется желанием вылечить больного ради профессионального престижа, а иногда и материальной выгоды, мотив Бога один — безграничная любовь к своему заплутавшему ребенку. И самое главное подтверждение этому — Его смерть на кресте за всякого из нас. А потому христианская максима гласит: только тот может позволить себе быть до конца справедливым по отношению к окружающим, кто сам готов ради любви к ним, испытать всякую несправедливость.
Наверное, все это касается и нас с вами. Ведь мы часто сталкиваемся с несправедливым отношением к себе и к своим близким. А потому постоянно ищем правду. Требуем ее от окружающих: от кого знаем и не знаем, от начальства, от власти. А когда не находим, возмущаемся. Возмущаемся до того, что хотим наказать обидчиков, причинить им боль и страдания. Нами двигают чувство обиды, раздражения, неприязни. Если мы даже добьемся своего, то подобная справедливость не будет иметь ничего общего с христианской. Ведь Сам Христос показал нам Своим примером, что обратная сторона подлинной справедливости — это всегда милость и жертвенная любовь.